Четверг, 21.11.2024
Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0
Форма входа

ЦГИАК (Киев)

Фонд 2205 Опись 1 Дело 308
Церковно-приходская летопись церкви с. Клитна Великая. Не ранее 1892г. 4 листа

Летопись Велико-Клитенскаго прихода, 3-го Благочинническаго округа, Староконстантиновскаго уезда
Дописано карандашом: Не полно. Нет описания церквей пр... Зозулинец и д. Кошелевки
Л. 1 Приход
Село Великая Клитна 3-го Благочиническаго округа Староконстантиновскаго уезда Волынской губерніи отстоит от губернскаго города Житомира на 190 верст, от уезднаго - на 40 вер., от ближайшей почтово-телеграфной станции м. Красилова на 20 вер. и от почтовой м. Купель на 16 вер. Первіми владельцами села Великой Клитны, о которых имеются письменныя сведенія и устныя преданія, были князья Сангушки; один из Сангушек, бывшій мечником Великого Княжества Литовскаго во второй половине XVII века подарил Великую Клитну в числе других громадных владеній по реке Случи Петру Антонію Джевецкому, подстольничему Волынскому, подстаросте Кременецкому. Преемниками Джевецкаго были Литовскія князья Сапеги, способ и время перехода владенія к которым не известны. Последній из князей Козимир Сапега имел крупные долги и после его смерти большинство именій - в том числе и Великая Клитна было розобрано кредиторами, причем Великая Клитна розделилась междунесколькими мелкими владельцами. В період времени от сороковых до пятидесятых годов настоящаго столетія один из этих владельцев Антоній Белинскій (католик) соединил роздробленные участки путем купли в своих руках и владел до 1892 года, когда село Клитна было продано теперешнему владельцу инженеру путей Лелявскому. Великая Клитна расположена на левом возвышенном берегу реки Случи, берущей начало в 15 верстах от Клитной возле м. Базаліи и впадающей в р. Горынь. Ширина реки от 2 до 3 сажень и глубина от 2 вершков до 1,5 саж. смотря по времени года и действію имеющихся на ней мельниц. Кроме реки на окраине села находится не большой пруд и внутри колодцев, снабжающих жителей водою. Луга по обеим берегам реки торфяные, а почва полей черноземная с глинистой подпочвой. Дороги извилистыя, узкія и крайне неудобныя для езды, особенно весною и в дождливую осень. Климат в последнее время, благодаря уничтоженію лесов, стал очень непостоянным, все чаще и чаще повторяются страшныя засухи весной, опустошительныя грозы летом и безснежныя зимы, вследствіе чего земледеліе становится рискованным и постепенно увеличиваются тифозныя
Л. 1об.
и грудныя заболеванія. К приходу села Великой Клитны издревле приподлежат деревня Кошелевка, в которой только в последнее время воздвигнута церковь, еще - впрочем - неоконченная, означенная деревня отстоит от Великой Клитны в 1,5 вер. В настоящее время приход состоит из с. В. Клитны, в котором 69,5 дворов, - деревни Кошелевки, заключающей в себе 60 дворов и приписного прихода, села Малых Зозулинец, в котором 59 дворов и 514 душ населенія. Землевладельцев в приходе пять крупных и три мелких; из них два православных, остальные католики. Весь приход села В. Клитны граничит с севера селами Волицей, Клитенкой и Ординцами, с юга селами Большими Зозулинцами, с запада селом Михиринцами и деревней Лютаровкой Ординецкого прихода, с востока селами Волицей Їодко и Сорокодубами. Достопримечательностей в приходе никаких нет, если не считать таковою исцарапанную, выпачканную статую какой-то польской святой в вырубленном и заросшем кропивой помещичьем саду, которую поставил последній владелец Клитной Белинскій в память смерти своей дочери, умершей во время бала на этом месте, куда она вышла отдохнуть от танцев. Древнее кладбище давно запахано и трудно с достоверностью указать, где оно было раньше. Кладов никто нигде не находил, кроме средней величины горшка с медною монетой времен Сигизмунда Августа, каковой горшок найден был одним крестьянином в ближайшем перелеске при корчевке пней и продан нашедшим за шесть гривень неизвестному меднику. Новое кладбище, огражденное рвом, находится на разстояніи 3/4 вер. от церкви и имеет в длину и ширину 46 сажень.
Приходскій храм
Приходскій храм находится на ровной местности, в центре села, в десяти шагах от домов священника и псаломщика и в 1/4 версте от кабака;
обнесен досчатою оградою и окружен со всех сторон вековыми липами. Исторія построенія храма теряется в отдаленном прошлом. Ни письменные документы ни народное преданіе ничего не говорит о времени постройки и создателях храма. Известно лишь из описи 1806 года, что 1795г. церковь была обращена из уніатской в православную, по добровольному согласію прихожан, хотя судя по постройке - алтарем на восток, - можно предположить, что церковь была православной издревле и только временно стала уніатской. Несколько раз храм был подчиняем: производилась укладка полов, обшалевка стен, исправленіе подмуровки и пр. В настоящее время церковь с. В. Клитны представляет собою деревяное зданіе, обшалеванное досками, имеющее в высоту 20 саж. ширину 4 саж., и в длину 9 саж.; сложена из некогда чрезвычайно крепких дубовых брусьев, которые, не смотря на общую ветхость всего зданія, еще довольно хорошо сохранились; построено в один этаж и имеет форму продолговатого креста. Кровля церкви железная, одноглавая, глава дуговая, лежит на сводах. Кресты на кровле - числом три - железные, прорезные, золоченные с полумесяцем
Л. 2
у основанія. Окна в два света: первый ярус квадратные, второй - маленькія круглыя в куполе; ставнями не снабжены. Дверей двое, обе в притворе, одиночныя, отворяются внутрь храма. Одна паперть со ступенчатой лестницей. Колокольня построена лет 10 тому назад; находится в нескольких шагах от храма; имеет вид квадратной ротонды: четыре деревяных столба и на них укреплена такая же кровля, под которой повешены колокола, числом пять, не большіе, но довольно звонкіе. Внутри церковь представляет три отдела: притвор, храм и алтарь, отделенный двух ярусным деревяным иконостасом. Пол деревяный сосновый, престол тоже. Горнее место и жертвенник открыты. Иконостас и царскія двери деревяныя резныя. Солея деревяная, прямая, на одну ступень, от храма ни чем не отделена. Количество церковной утвари почти достаточное: один ковчег для святых даров, два серебряных потира, всеночное блюдо жестяное, один дискос простой работы без всяких украшений, два кадила, одно паникадило, два брачных венца, церковная и просфорная печати, все пріобретено на церковный счет. Церковныя облаченія мишурныя или цветных матерій. 9 священнических облаченій, из которых три старых времен уніи, плотнаго светлаго атласа, а пять вновь пріобретенных, все мишурныя. Церковная библіотека состоит из 64 т. книг богослужебных, писаній св. отцев, догматических, собеседовательных, нравоучительных и періодических. В церковном архиве хранятся: копія даточнаго листа, выданнаго Волынским Губернским Правленіем 1832г. на усадебную, пахотную, сенокосную землю и под церковный погост, Prezenta Panu Їanowi Dytynieckiemu no parafią Klitenską дано 1740 27 Decembria. P. A. Drzewiecki, метрическія книги о родившихся, бракосочетавшихся и умерших с 1775 года; исповедныя росписи с 1796 года; приходнорасходныя книги с 1775 года и обыскная книга, данная в 1803 году. За все время существованія церкви известен один случай похищенія денег из церковнаго ящика, кража произведена 1871 года в ночное время посредством открытія дверей подобранным ключом; похищено около 30 руб.; преступники не розысканы. Помнится лишь двукратное посещеніе церкви Епархіальными Преосвященными Арсеніем и Антоніем с целью ревизіи приходов.
Причт церковный.
Проследить исторію причта по имеющимся отрывочным сведеніям можно лишь с 1791 года, под каковім годом записан священник Феодор Дверницкій. С этого времени причт состоял из священника и дьячка. В 1830 году после присоединенія к с. В. Клитне приписного прихода с. Малых Зозулинец в состав причта вошли пономарь и просфорня. Все члены причта жили в церковных домах за исключеніем просфорни, имевшей собственный дом. Названный выше священник Феодор Дверницкій, уніат, пробыл настоятелем до 1795 г., когда по общему согласію прихожан приход был обращен из уніатского в православный и были назначены православные наблюдатели.
Л. 2об.
Первым из них был "administrator" Тимофей Ив(...)скій с 22 мая по 15 сент. 1795 г. С 26 октября 1795 г. до 1800 г. наблюдал священник с. Малых Зозулинец Іоанн Ржепецкій. В 1800 году в приход с. В. Клитны назначен настоятель Симон Прокопович, умерший в мае 1806 г., после чего в продолженіи двух лет за приходом наблюдали священники: Собецкій и Житанскій(?). В 1808 году снова назначен приходскій священник Феодор Александрович, пробывшій до 1825 года. После его смерти приход в теченіи пяти лет, т. е. до  1830 г. находился под переменным наблюденіем соседних священников. С 1830 по 40 год настоятелем был свящ. Яков Яржемскій; с 1841 по 1866 г. свящ. Георгій Долинскій, со смертію котораго в 1867 году на приход поступил сын его свящ. Игнатій Долинскій, остающійся священником с. Вел. Клитны до настоящаго времени. Все поименованные священники были назначаемы на приход по распоряженію духовнаго начальства. Наличный состав причта заключает в себе: священника Игнатія Долинскаго, окончившаго курс Волынской Духовной Семинаріи, псаломщика Порфирія Варницкаго, окончившаго три класса Кременецкаго Духовнаго училища и просфорню Маріамну Долинскую, жену умершаго священника Георгія Долинскаго. На содержаніе причта отпускается ежегодно от казны жалованье: священнику - 300 р., псаломщику - 50 р. и просфорне 16 руб. Кроме жалованья причт пользуется церковными землями в количестве 64 десят. пахотной, сенокосной и усадебной; в том же числе имеется 7 десят. леса в приписном Мало-Зозулинецком приходе. На принадлежащія Велико-Клитенской церкви земли и другія угодія в 1781 г. дана была эрекція князем Ксаверіем Сапегою, которая хранилась в подлиннике у бывшаго в то время помещика части с. В. Клитны Воронича, который исчез неизвестно куда, а вместе с ним и означенная эрекція. По этой эрекціи в пользованіи священника находилось пахотной земли: в первой смене шесть дней, во второй - девять, в третьей - девять, сенокос между крестьянскими полями и "пасечиско" с вольным содержаніем в нем пчел. В 1806 году помещик Воронич самоправно заменил означенную землю и вместо нея выделил в невыгодных местах и в меньшем против прежняго количестве.   
Прихожане.
О времени образованія Велико-Клитенскаго прихода нет ни никаких сведеній. Известно лишь (на основаніи случайных преданій) что он никогда не отличался богаством и особенной численностью населенія, на возрастаніе котораго оказала не малое вліяніе холерная эпидемія, свирепствовавшая в В. Клитне 1830-48-67 и 71 годы. В настоящее время в приходе числится 758 душ муж. пола и 787 душ жен. пола. Крестьянскія избы построены из дерева и глины, крыты соломой; выходы имеют сквозные: один на улицу, другой противоположный - обыкновенно на огород. Внутри украшаются пр(...)ными иконами
Л. 3                  
 
 
 
 
 
 
 
Вернуться в ЦГИАК Фонды религиозного культа Фонд 2205 Волынское церковно-археологическое общество
Вернуться в ЦГИАК Украины
 
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz