Центральный государственный исторический архив Украины, г. Киев
Фонд 2205 Опись 1 Дело 97
Церковно-приходская летопись Козинского прихода с. Рудко-Козинская Луцкого уезда. 1894г. 42 листа
Церковно-приходская летопись Козинского прихода с. Рудко-Козинская Луцкого уезда. 1894г. 42 листа
ЧАСТЬ 2
Тогда Государыня сказала: дарю тебе Пожарки за твои труды. Въ некоторыхъ записяхъ и упоминается объ этомъ Пасэке, какъ Помещике с. Пожарокъ, но Пасэкъ никогда не жилъ въ Пожаркахъ, а лишь въ своемъ именіи Смоленской Губернии, только несколько разъ пріезжалъ въ Пожарки на охоту, такъ какъ тогда кругомъ Пожарокъ былъ большой дремучій лесъ. Спустя восемь летъ, после описи именій, приіехалъ въ С.Пожарки Капитанъ Викентій Викентіев Ракусса, русскій православный, а жена его была полька. Ракусса, былъ при Генерале Пасэке адютантомъ, которому Пасэкъ и продалъ Пожарки, а некоторые говорятъ, что Пасэкъ подарилъ Ракуссе Пожарки. Съ техъ поръ Ракусса владелъ именіемъ, а после смерти его владели его сыновья. Но около 1866 года, неизвестно по какому случаю, именіе Пожарки перешло во владение зятя покойного Ракуссы Коминского Хлиора? Іуліана Сикорскаго, бывшаго секретаря Житомірской Католической Консисторіи, который владелъ именіемъ до 1892 года. По смерти же Сикорского, не имевшаго детей, именіе перешло во владеніе последняго сына Ракуссы титулярного Советника Викентія Ракуссы. Въ Селе Пожаркахъ местность очень живописная, предъ Селом съ восточной стороны
Л. 22 большая площадь, въ центре которой на небольшой возвышенности красуется церковь, на расстояніи не более 40 саж. отъ крестьянскихъ домовъ, которые построены очень семетрично. Все новыя деревя около господскаго дома, прекрасный съ редкими фруктовыми деревями искусственный въ саду небольшой прудикъ, красивая аллея изъ столетнихъ италіянскихъ тополей, отъ церкви къ господской усадьбе,- все это и напоминаетъ, что прежніе владельцы были люди довольно состоятельные и любящихъ порядокъ.Теперь на томъ месте, где былъ когда то дремучій лесъ живутъ и благоденствуютъ колонисты немцы, между ними есть много сектантовъ бабтистовъ. Местность после вырубки леса приняла другой видъ, по весне очень красива. Качество земли Качество земли супесчаное, а местами белый сыпучій песокъ, нужно, почти всякій годъ, унавоживать. Урожай хлеба на солому бываетъ очень скудный, зато на зерно очень обильный, хлебъ бываетъ всегда чистый, без всякихъ сорныхъ травъ. Садовъ въ селе довольно много. Речки нетъ, есть речка за Селомъ, на растояніи одной версты, называется «Лютыце?», которая образуетъ границу земли Пожарокъ отъ Переспы и Мыльска. Крестьяне берутъ воду изъ колодцевъ, которыхъ въ Селе 8, вода въ колодцахъ нехорошаго качества. Местность здесь ровна, никакихъ холмовъ нетъ, дороги весною и осенію не затруднительны. Ветряныхъ мельницъ в Селе две. Крестьяне любятъ заниматся пчеловодством, есть до 50 колодъ.
Составъ прихода. Границы прихода. Пожарковскій приходъ составляютъ : с. Пожарки 25 дворовъ и д. Переспа 26 дворовъ, в 3-х вер. Ближайшія С. и деревни въ окружности Пожарковского прихода следующія: на северъ д. Мыльскъ въ 5 верстъ, д. Падаловка въ 5 верстъ,
Л. 23 на северо-западъ д. Линевка въ 5 вер., на западъ д. Переспа въ 3-х и д. Трилисица в 7 верстахъ, на юго-западъ д. Козинъ въ 3-х и С.Рудка въ 5 верстахъ, на востокъ м. Рожищее въ 6 и д. Топольне въ 4 верстахъ.
Наименованіе села и деревни. Относительно наименованія села и деревни никакихъ пословицъ или легендъ не встречалось слышать между крестьянами.
Древнее кладбище. Въ С.Пожаркахъ въ давнее время, какъ видно изъ записей церковныхъ (150 лет) было кладбище около старой церкви, которая находилась на теперешней церковной усадьбе, но не осталось никакихъ следовъ.
Новое кладбище. Новое кладбище находится отъ Села на южной стороне и имеетъ въ длину 20 саж., а въ ширину 22 саж. Кладбище обведено кругомъ деревянным заборомъ, на всемъ пространстве кладбищъ растутъ разного рода деревья, издали оно похоже на садикъ, но когда оно открыто никто не знаетъ и записей о немъ никакихъ нетъ. Съ западной стороны кладбища есть два дерева дубъ и верба, можно догадываться, что эти деревья , при открытіи кладбища, были кемъ нибудь посажены, потому, что деревья этой породы на белом сыпучемъ песке, отъ занесенныхъ ветромъ семянъ не растутъ. Но судя по объему? и коре этих деревъ, можно считать имъ больше 150 летъ. Следовательно можно утверждать, что кладбище это было открыто еще тогда, когда существовала старая церковь.
ХРАМЪ Местоположеніе храма. Пожарковский храмъ находится на восточной стороне Села, местность ровная со всехъ сторонъ открыта; съ западной и южной сторонъ храмъ виденъ на расстояніи 4 верстъ; видъ храма, а особенно съ западной стороны
Л. 24 весьма красивъ, кругомъ храма деревя липы, акаціи, а на фронтоне италіанскія тополи.
История храма. Храмъ построенъ въ 1788г. уніатскимъ Епископомъ Стефаномъ Левинскимъ. Храмъ построенъ по образцу православныхъ церквей, довольно обширный, деревянный, покрытый гонтою, но небылъ окрашенъ ни внутри, ни снаружи. Алтарная часть довольно обширная; престолъ былъ устроенъ постредине алт. части и сложенъ съ сосновыхъ брусьевъ, он имелъ в длину, до горнаго места, 2 арш., а въ ширину 3 арш. Въ этой церкви часто служилъ Епископъ Левинскій и вероятно поэтому былъ устроенъ такой величины престолъ, чтобы кругомъ его могло поместиться духовенство. Прежде въ церкве небыло иконостаса, доказательствомъ служитъ догов. крестьян съ Ж? на постройку иконостаса, о которомъ будетъ сказано ниже. Колокольни вовсе небыло, а колоколы были повешены при церкве, около фронтовыхъ колоннъ.
Ремонтировка церкви. Въ 1872 г. Церковь была починена на счетъ крестьянъ. Церковь была подважена, зделанъ новый кирпичный фундаментъ, покрыта новою гонтою, ошалевана новыми досками, окрашена внутри и съ наружи стенки и крыша. В 1878 г. На югозападной стороне отъ церкви построена новая трехъ ярусная колокольня. Колокольня построена изъ сосновыхъ брусьевъ , покрыта жестью и съ наружи окрашена стенки и крыша. Первымъ священникомъ при новоустроенной церкви былъ Тимофей Богдашевский. Между народом носится преданіе, что этотъ Богдашевскій былъ долгое время у Епископа Левинского лакеемъ и за верную службу Левинскій посвятилъ его во священники къ Пожарковской церкви и надалъ ему еще такое количество
Л. 25 земли, какимъ пользовались прежніе священники. Богдашевский имелъ в то время больше 40 летъ, это видно изъ ведомостей, хранящихся при церквЕ. Богдашевскому былъ отпущенъ весь отборный даровой лесной матеріалъ на домъ и все постройки. Домъ, построенный Богдашевскимъ существуетъ и по настоящее время, въ немъ живетъ псаломщикъ.
Наружная часть храма. Въ настоящее время храмъ с. Пожарок представляетъ собою деревянное обшалеванное досками зданіе, имЕющее въ высоту до крыши 8 аршинъ, а съ куполомъ до креста 21 аршинъ, длина алтарной части 6 арш., а ширина 8 арш.; длина и ширина церкви 10 арш., притворъ длиною 6 арш. и шириною 8 арш. Колокольня длиною и шириною 10 арш., высотою 20 арш. Храмъ построенъ изъ очень прочного см(т)ольного? соснового дерева, дерево нигде еще не попорчено; кладка стенъ и купола сплошная изъ брусьевъ толщиною 3 вершка, въ куполе брусья толщиною 2 вершка, на верху купола фонарь крытый белою жестью, брусья везде вязаны деревомъ. Крыша на церкви дугообразная въ одинъ скатъ, надъ алтарною частію и фронтономъ фаціаты? на которыхъ написаны иконы Воздвиженіе Живот. Креста и Св. Арх. Стефанъ; фронтонную фаціату? поддерживаютъ 4 большихъ колонны, колонны круглые, деревянныя. На церкви крестъ медный весомъ 1 п., по концамъ шарики, весь вызолоченъ. Оконъ въ церкве въ одинъ светъ 6, а въ алтарной части одно полукруглое. Входная дверь въ церковь одна. Колоколовъ всехъ три, колоколы очень хорошіе изъ хорошаго матеріала, но маленькіе, старший веситъ 4 пуд., а остальныхъ два по 1и1/2 пуда каждый. Прихожане изъявили желаніе купить новый колоколъ не менее 10 пуд.
Внутренняя часть храма. Внутри церковь квадратная, отделяется отъ алтаря иконостасомъ, а отъ притвора полустенкою, полъ въ церкве изъ сосновыхъ досокъ, олтарь
Л. 26 обращенъ на востокъ, престолъ деревянный на каменномъ основании, имеющий въ высоту 1арш.4 верш., длиною 1 арш. 10 верш., а шириною 2 арш. Св. Антиминсъ изъ желтой шелковой матеріи, освященъ пр. Архіепископомъ Волынскимъ Антоніемъ, за престоломъ маленький кіотъ — икона пр. Богородицы. Жертвенникъ деревянный, на открытомъ месте, на немъ икона І. Христосъ благославляетъ хлебъ и чашу. Иконостасъ деревянный, прямой двухъ ярусный, безъ всякой резьбы. Царскія двери въ резьбе, но самой топорной работы. Клиросы окружены перилами. Въ притворе есть хоры, вышиною отъ пола 4 арш. Церковь холодная безъ печекъ.
Достопримечательности храма. Въ алтаре находится иконъ четыре, въ кіоте, на горнемъ месте пр.Богородица, на жертвеннике І. Христосъ, по сторонамъ престола на стенкахъ Св. Арх. Стефан и Св. Великомученица Варвара, иконы эти простой живописи, старыя. В церкве на северной стороне кіотъ, на немъ икона Св. Николая, а съ верху 3-х святителей, на южной стороне кіотъ, на немъ икона Св.пер. Стефана, икона италіанской живописи, только знатоки могутъ оценить ее. Есть приданіе, что Епископъ Левинскій выписалъ ее изъ Италіи по заказу и заплатилъ 100 червонцовъ; на верху иконы покровъ пр.Богородицы. Иконостасъ: наместные иконы І. Христосъ и пр. Богородица во весь ростъ, окружены ангелами въ позолоченыхъ рамахъ, устроены въ 1885году; на северныхъ вратахъ Арх. Михаилъ, надъ нимъ икона пр.Богородицы; на южныхъ Арх.Гавриил, надъ нимъ икона І. Христосъ; надъ царскими дверми І. Христосъ въ Архіерейскомъ облаченіи, по сторонамъ 12 апостоловъ, надъ ними пророки; на верху больший крестъ, на немъ распятіе скульптурной работы. На стенкахъ храма есть несколько иконъ новыхъ, а одна старая перенесена изъ старой церкви, вероятно ей есть больше 150 летъ, на ней изоб. Рождество Христово.
Л. 27 На некоторыхъ иконахъ есть короны изъ низкопробного серебра, но ризъ и привесокъ нетъ.
Утварь церковная. Церковь снабжена утварью достаточно. Сосуды священно-служебные: потировъ два, одинъ серебряный, внутри и съ наружи вызолоченъ, маленькій; другой большаго формата медный вызолоченъ; дискосовъ два - медные вызолоченные; звездицъ две такого же метала позолоченныя, лжицъ две такого же металла позолоченныя. Дарохранительница медная посеребреная, пожертвована изъ Москвы. Больший напрестольный крестъ на пьедестале медный накладного серебра съ финифтами вышиною 1 аршинъ. Ручной крестъ бронзовый позолоченъ, украшенъ разно-цветными камнями, распятіе писаное; крестъ на жертвеннике изъ красного дерева, кругомъ обложенъ белыми камнями, на немъ распятіе накладное изъ слоновой кости. Вероятно этотъ крестъ былъ нЕкогда кабинетнымъ Епископа Левинского и подаренъ въ церковь. Евангеліе большого формата обложенное медною жестью посеребряное съ финифтами. Ручной крестъ медный посеребеный съ финифтами; другой такой же на пьедестале. 5 лампадъ медныя накладного серебра. Два большихъ подсвечника медные, накладного серебра, верхнія крышки въ диам.7 вершковъ; два малыхъ посвечника такого же металла. Паникадило изъ желтой меди посеребряное, съ хрустальными привЕсками на 18 свечъ. Другое на 17(?14) свечь изъ простой белой жести. Две кадильницы - одна медная накладного серебра, а другая простая медная. Вс(?)еночное блюдо медное посеребрянное.Брачные венцы простые. Два подсвечника медныхъ малыхъ. Водосвятная чаша медная посеребреная. Кувшинъ для воды изъ желтой меди. Тазъ изъ желтой меди. Выносный крестъ, кругомъ перекрестія сіяніе вызолоченое,
Л. 28 на немъ распятіе писаное. Ящикъ(?) деревяный съ сосудами для Св. мира и Елея.
Облачения церковные. Облачений новыхъ недавно приобретенныхъ четыре: 1., изъ серебряной позолоченой парчи, на ры?томъ малиновомъ бархате, оплечіе изъ фіолетоваго бархата,на немъ шитая серебромъ икона С. Анна и пр. дева, уплачено 130р. 2., изъ серебряной парчи, по ней бархатныя разноцветныя цветы и узоры, уплачено 100р. 3) изъ мишурной желтой парчи, по ней шелковыя цвЕты, уплачено 40р. 4., траурныя изъ хорошаго черного бархата, уплачено 40р. Два облаченія старые изъ желтой мишурной парчи. Два облаченія траурныя старыя. Одно облаченіе изъ красного полубархата старое. Подрясниковъ 4, одинъ изъ красной шелковой матерыи, другой белый глазетовый, третій суконный синяго цвета шерстяній коричневый полосатый. Облаченіе на престолъ изъ шерстяной красной материи, покровъ белый глазетовый, по немъ шитыя цветы изъ бархата и разные узоры. Такое же облаченіе и на жертвеннике. Кріестовыхъ хоругвъ 4, две на красномъ сукне съ золотыми узорами и иконами, бахрома и кисти серебряные. Две на полотне, раскрашенные маслянными красками. 8 хоругвъ изъ разноцветной шерстяной и полушелковой матеріи. Пелены на всехъ аналояхъ изъ платковъ, довольно ценныхъ.
Библіотека церковная. Библіотеку церковную составляютъ: богослужебныя книги и учебныя училищныя, присланныя изъ Епархиального училищн. Совета всехъ учебныхъ книгъ разныхъ наименований 60.
Архивъ церковный. Въ архиве находятся следующие документы и записи: Метрическія книги с 1736г., о родившихся, бракосочетавшихся и умершихъ. Заглавіе на Метрической книге 1737г. Следующее: «Сия книжица глаголемая метрика стараніемъ и коштомъ сооруженная Священного Іерея Максима Кирведивскаго по храму Св. Пер. Мученика Стефана Року Божіого Á г/s Л З(?) месяца Октовря дня».
Л. 29 Запись въ книге о родившихся такая: «Року того же месяца Іюня дня 20 Азъ Іерей Максимъ Керведовскій п п / означаетъ парохъ пожарковский/ крестихъ и миромъ Св. Помазахъ отроковицу на имя Февронія отъ родителей законновенчанныхъ Дениса Миситюка и жены его Феодоры, восп. Были: Іоанн Веремчукъ и воспріемница Маланія Андріиха». В 1745г. записи ведутся такъ: « Азъ Іерей вашъ именованный по чину восточныя Церкви при Храме инф.» Въ 1747г. въ первый разъ встречается подпись благочинного, на латынскомъ и польскомъ языкахъ, следующая: « Ano 1747r 14 Juni prodokuwana? i rewidowana?przezemnie X.M.Michniewicz D nа d.» переводъ: пересмотрена и ревизована мною Михневичъ. Записи о бракосочетавшихся: «Извещеніи по тремъ заповедямъ и не единому препятию обретился? Азъ іерей Максимъ Керведовский парохъ пожарецкий при храме пр. Муч. Стефана сочетахъ во бракъ младенца Фому Тимчука съ младеницею Парваскевіею цоркою М(Т)илютиковою? при которомъ свидетели были Тимофей Полишукъ и Каленникъ Шушко и пр.» Записи о умершихъ: «Зде представися раба Божия Марія Королиха», сколько летъ и кто совершалъ погребеніе не сказано. Подъ словом зде подразумевается, что кладбище отведено не было, а хоронили умершихъ на погосте церковномъ. Заглавіе Метрической книги съ 1779 следующее: «Сія метрика списася при храме Св. Пр. Арх. Стефана богоспасаемыя веси Пожарокъ маетности Ясне Вельможнаго Его Милости K? Кипріяна Стецкого Епископа Луцкого и Острожского. Азъ Іерей Іоаннъ Сосновскій адмЕнЕстраторъ того же Св. Храма начахъ писати року отъ Рождества Христова 1779 мЕсяца Апреля дня 9» Метриченскія книги съ 1736(8)г. хранятся при церкви въ целости. Исповедныя ведомости съ 1803г., обыскныя книги съ 1804г.
Л. 30 приходо-расходныя съ 1806 года хранятся въ целости. Договоръ на окраску и позолотку иконостаса и написаніе иконъ. Между записями находится в подлинникЕ договоръ следующаго содержанія: «1838 года Мая 27 дня мы нижеподписавшіеся Волынской губерніи Луцкаго уезда с. Пожарокъ церкви Арх.Стефана прихожане совместно съ нашимъ приходскимъ священникомъ, при бытности Благочиннаго обЕщаемъ договорившемуся съ нами иконописце жителю Губернского Города Житомира Лаврентию Іосифову Закроневскому за раскрашені вновь въ вышеписанной Пожарковской церкви иконостаса и написаніе всехъ новыхъ въ том иконостасе иконъ / съ Величайше на тотъ пред? отпущенных денегъ/ заплатить ему Закриневскому сто тридцать пять рублей серебром, изъ сихъ денеъг имЕетъ онъ получить въ начале работы для искупленія нужныхъ материаловъ 30 руб., остальныя же деньги по окончаніи всей работы; со стороны нашей обовязываемся мы чрезъ все время выше означенной работы давать ему Закроневскому кормъ, пятдесятъ квартъ водки, два гарнца илею подводъ для съезда за покупкою материаловъ, и всякое вспомоществованіе касающееся сей работы съ темъ,а, чтобы он Закроневский употреблялъ золото и серебро не испорченное, а полной мере где такового нужно, б, чтобы по написании въ немъ иконъ, лакомъ навелъ, в, въ случае бы последовала со стороны Закроневского въ работе какая-либо остановка, или по принимаемому договору неустойка то он Закроневский подвергаетъ себя строжайшему Суду, въ чемъ собственноручно обе стороны подписываемся: приходскій С.Пож. Священникъ Феофилъ Богдашевский иконописецъ Лаврентій Закроневский церковный срароста Филипъ Верешко о вместо его неграмотного руку приложилъ по его прошенію Свящ. Ал.Шиманскій.»
Л. 31 При заключении сего договора находился правящий должность Благочинного Села Четвертня священникъ Гавриилъ Боруцкій.» Удивительно, что въ договоре говорится о золоте, на иконостасе и Царскихъ дверахъ нигде нетъ золота, а только резьба на Цар. дверях и около пророковъ: посеребренная и наведена желтою краскою /называемая верниксомъ?/ и только специалистъ в этомъ деле могъ бы узнать, что это не золото, а серебро. Такъ обманываютъ и теперешніе мастера. Подписка предъ бракомъ. Есть въ Архиве подписка данная предъ бракомъ, католикомъ Борисовскимъ следующаго содержанія: «1829г. Февраля 3 дня Я нижеподписавшийся Луцкого повета с. Пожарокъ Г. помещика Викентия Ракуссы, лакей Николай Андреевъ сынъ Борисовскій молодикъ упевняю приходскаго с. Пожарокъ свящ. Феофила Богдашевского «въ томъ, что жителя с. Пожарокъ Климентія Григорыва сына Юрковскаго дочь девица Пелагія имеющая вступить съ мною Николаемъ Борисовскимъ въ законный бракъ» яко ныне находится благочестиваго исповеданія; такъ и по вступленіи въ оноемъ супружество съ мною Н. Борисовскимъ завше непоколебимо въ оной православной вере оставаться будетъ; и жодного отъ меня примушенія ; и не отъ сродниковъ, моихъ и малейшаго гнушенія совету ко отступленію отъ православной отеческой веры на Рымско-Католический обрядъ наставленія иметь не будетъ, семейство мое; сыновя за отцемъ; дочери за матерю следовать будутъ, ежели сіе отъ меня запис. свидетельство окажется быть ложнымъ; то я подвергаю себя строжайшему Суду въ чемъ и подписуюсь Mikolay Borysoski, Н. Борисовскій.
О церковныхъ земляхъ вообще. Церковные земли при обоих Церквах. Земли при обоихъ церквахъ находятся въ безпорномъ владеніи причта. Количество
Л. 32 земли: при Рудковской церкви 42 десятинъ, а именно : усадебной 6 д., 1035, пахотной 26 дес.1365 сажен; сенокосной 9 десят. При Пожарковской церкви 37 дес. т. е. Усадебной 2 д., пахотной 28 десят; сЕнокосной 5 д. И подъ лескомъ 2д. Кроме земли церкви не владеютъ никакимъ имуществомъ изъ которого причтъ могъ бы получать какое либо содержаніе. Церковный лесокъ сосновый молодой не более 30 летняго насажденія, необходимо сберегать на починку церковныхъ строеній и обгорожу.
Оборотныя церковныя суммы. Церковныя суммы поступаютъ изъ следующихъ источниковъ: изъ кружечного и кошельковыхъ сборовъ, изъ продажи свечей и изъ доброхотныхъ пожертвованій. Итакъ: Рудковская церковь имеетъ дохода годично изъ кружечного и кишенькова сборовъ 30р., иногда несколькими рублями большЕ; отъ продажи свечь 26руб., отъ пожертвованій 40 руб. Пожарковская имеетъ дохода отъ кружечного и кошельковаго сборовъ 15 рублей, иногода и меньше; отъ продажи свечь 20руб.; отъ доброхотныхъ пожертвований 20 руб. Кроме сихъ сборовъ поступаютъ пожертвованія въ кружки на разныя благотворительныя дЕла въ количестве, съ обоихъ Церквей, годично 12 руб. При церквахъ существуетъ еще и складочный братскій капиталъ, который употребляется на покупку разныхъ церковныхъ вещей, такой капиталъ не имеетъ определенной нормы, бываетъ въ иномъ году больше, а въ иномъ меньше смотря по обстоятельствамъ, т. е. если въ приходЕ бываетъ хороший урожай хлеба, если не встрЕчается никакого бедствія и та Пожарковская церковь получаетъ годично изъ казначейства 4% 12р. 20к. отъ суммы 30руб. находящейся въ Государственномъ банке. Банковский билетъ за №11805 хранится при церкви.
Л. 33 Владельцы селъ и д. входящихъ в районъ прихода. Въ С.Рудке владельцами были: до 1836 года князь Воронецкій, но въ этомъ году по конкурсовому решению , именія Вороницкого въ числе 12 селъ и деревень , перешли во владеніе къ его кредиторамъ. Итакъ Рудка досталась кредитору Свецинскому, за нимъ были: Веголовскій?, Гулевичъ, Шеміотъ и Ясинская, теперь господскою землею по разнымъ документамъ владеютъ колонисты немцы. В с. Пожаркахъ до 1800 г. владели Уніатскіе Епископы, после былъ владельцемъ Генералъ Пасэкъ, Ракусса, Сикорскій, Ракусса, а нынЕ владеетъ дочь Ракуссы Сикорская. В д. Переспе владельцемъ былъ до 1836г. Князь Вороницкій, после Баринскій, Савицкій, Гулевичъ и въ настоящее время владеютъ его наследники. Въ деревне Козине , владельцами были: К. Вороницкій, Андрушкевичъ, Вилебыцкий?, Крыштановичъ, а теперь владеетъ Болистовскій?. Въ д. Залисцахъ владельцами были: К. Вороницкій, а после деревня была разделена на несколько частей, а именно кредиторовъ Юзвикевича, Щенявского, Руского, и польскихъ монахинь брендокъ?, наследники первыхъ двухъ владельцевъ, находятся и теперь; часть Руско перешла во владеніе Снешки, а часть Брендокъ, за упраздненіем этого монашескаго ордена перешла въ казну. Въ деревне Башевской владельцемъ былъ К. Вороницкій, а после были: Пухальскій и Рудзинскій. Теперь половиною Господской земли владеетъ колонистъ немецъ Кравгэ, и и другая находится во владеніи крестьянъ. Количество колонистовъ немцевъ в районе прихода. После освобожденія крестьянъ отъ крепостной зависимости здешніе помещики такъ обеднели, что не имели никакихъ средствъ вести хозяйство. ПомЕщики вынуждены были продавать Евреямъ за безцЕнокъ лесъ, а когда леса были вырублены, то они начали выписывать немцевъ, которые массами, со всехъ сторонъ
Л. 34 начали стекаться въ эту местность. Приходили съ Прусіи, Австріи, а особенно изъ Царства Польскаго и заселялись на помещичьихъ земляхъ по контрактамъ, уплачивая за десятину бывшей подъ лесомъ земли 2р.в годъ. Такимъ образомъ, въ районе Рудко Пожарковского прихода, образовались немецкихъ колоній 12, больше 500 семействъ. В числЕ ихъ есть поляки, чехи, реформаты, сектанты бабтисты, особенно ихъ много в пожарковскомъ приходе. Все эти колонисты, по характеру своему большею частью, дерзки, злобны, мстительны, и съ крестьянами живутъ не дружелюбно. А главное, что они относятся къ православной верЕ очень неуважительно. Часто случалось, видеть, какъ немецъ встретившись съ крестнымъ православнымъ ходомъ, проходилъ или проезжалъ мимо не снялъ даже шапки. Православного священника немцы называют: панъ пасторъ, панъ пробащь?, а если хотятъ выразится по русски, то называютъ панъ батюшка; псаломщика называютъ органиста, дакъ, а крестьянина хлопъ. Немцы пріехавшіе въ эту местность имели деньги, они продавали свою землю въ Прусіи, Австріи и въ Польше и получали за 1 моргъ 500 руб., а здесь за эти деньги покупали уволоку земли /30 морговъ,17? и 1/4 дес./. Немного немцевъ явились здесь почти нищими, они пріезжали одною телегою, въ котору была запряжена, или одна лошадка, или телегу тащили немецъ съ женою, а въ телеге было детей до 8 штукъ. Такого рода немцы, конечно на первыхъ порахъ, для обзаведенія хозяйства должны были попасть въ сети жидовскіе, изъ которыхъ некоторые еще и доселе не выпутались. Въ нравственномъ отношеніи немцы не заслуживаютъ
Л. 35 похвалы, между ними есть очень много обманщиковъ, воровъ, и еще больше пьяницъ. Домашний бытъ ихъ похожъ на скотский, дома ихъ съ наружи бываютъ хороши, но внутри комната, где живетъ немецкое семейство, настоящій хлевъ, тамъ и свини и собаки и теленки и домашнія птицы и немцы. Посредиее комнаты одна чугунная , или жестяная огревательная печка, полно дыму, угаръ и страшное зловоніе. Для печенія хлеба устраиваютъ печки на дворе подъ открытымъ небомъ. Въ хозяйственномъ отношеніи немцы , для нашихъ мужичковъ, могут служить примеромъ. Они часто унаваживаютъ землю, усердно въ пору и хорошо обрабатываютъ ее, посевъ осенью и весною охраняютъ, чтобы не было и малейшей потравы. Только уборка хлеба производится немцами хоть и поспешно, но очень нерадиво и небрежно, много хлеба, зерна, остается на поле. Въ юридическомъ отношеніи немецъ гораздо глупее нашего неграмотного крестьянина, хотя онъ и ставитъ себя выше нашего мужичка, потому только, что онъ читаетъ немецкія книги и поетъ въ кирхе, но немецъ Русского Закона не понимаетъ и не хочетъ понимать и все действія Судовъ признаетъ произволомъ, а всехъ русскихъ чиновниковъ подозреваетъ въ подкупе. Можно утверждать что такія идеи выносятъ немцы изъ кирхи и школы. Немцы безпощадно уничтожаютъ леса, поэтому наши мужички называютъ ихъ гусеницею, которая истребляетъ все. Замечательно, что когда въ нашихъ приходахъ почти везде образовались Ц. пр. школы, то немцы употребляли все средства, чтобы поднять
Л. 36 свои школы. Теперь у нихъ учитель получаетъ жалованья 250 руб. въ годъ и больше имеетъ огородъ и все выгоды, поэтому и ученіе въ ихъ школахъ идетъ очень успешно. Немецъ ставитъ наши ц. п. школы гораздо ниже своихъ, только въ техъ приходахъ, где заведены хоры немцы начали завидовать, даже стали чаще посещать православные Церкви.
ОТДЕЛЪ III Причтъ Церковный. Исторія причта . Рудко-Пожарковскій приходъ составленъ изъ трехъ приходовъ: Рудковского, Козинского, Пожарковского. Въ 1779г. Козинский приходъ былъ присоединенъ къ Рудковскому, в 1824г. Рудковскій приходъ былъ присоединенъ к Пожарковскому. До 1779г. священниками при Рудковской Церквt были: Феодор Чернышевский до 1770г.(?), Александръ Гапановичъ до 1806г., Иоанн Соколовскій до 1811г.(Примечание: в клировых – до 1813г. – точно был Соколовский), Антоній Бечевскій до 1820 г., Іоанн Абрамовичъ до 1824 года. Въ Козинскомъ приходе священниками были в 1776г. Флоръ Кульчицкій, въ 1794г. Крышта(но)(ше)вичъ? Въ Пожарковскомъ приходе священниками были съ 1736г. Максимъ Керведовскій,съ 1779г. Іоанн Сосновскій, съ 1800 года Тимофей Богдашевскій, съ 1812г. Фіофилъ Богдашевскій. Во вскомъ приходе были: одинъ священникъ и одинъ дьячекъ, но на местахъ дьячковъ были и діаконы; при Рудковской церкве съ 1814(7) быъ діаконъ Павелъ Рининдковскій(?), а с 1824г. Василій Теодоровичъ. По присоединенію Рудковскаго и Пожарковскаго приходовъ въ одинъ приходъ первымъ, православнымъ священникомъ былъ Феофилъ Богдашевскій, онъ не былъ нигде въ училищахъ, но былъ деятельный и энергичный, онъ очень много зделалъ пользы, какъ для прихода, такъ и для церквей.
Л. 37 О личности Феофила Богдашевского въ клировыхъ ведомостяхъ за 1824 годъ сказано: «Свящ. Ф. Тимофеевъ Богдашевскій лет 43, сынъ священника , вдовъ, въ училищахъ не былъ, обучался одной русской грамоте и писать, на сей же клировой помета благочиннаго Гвоздиловскаго такая: свящ. Богдашевскій поетъ и читаетъ хорошо, а священную исторію мало помнитъ.» За Богдашевскимъ следовали: Максимъ Левитскій по 1849г., Антонинъ Храневичъ?по 1855г., Іоаннъ Кон(п)ашинскій по 1866г., Филимонъ Скальскій по 1868г., съ этого года по настоящее время управляетъ приходомъ священникъ Александръ Ясинскій. Бытъ прежнихъ уніатскихъ священниковъ и ихъ содержаніе. Бытъ священниковъ униатовъ, до 1824 года, какъ расказываютъ старожилые былъ очень скудный, они помещались въ маленькихъ домикахъ, при которыхъ хозяйственныя постройки были хуже крестьянскихъ. Одинъ священникъ въ с. Пожаркахъ, Тимофей Богдашевскій, по милости своего патрона Епископа Левинского, имЕлъ все необходимое. Земли церковной, хоть местами было и достаточно, но земля по большей части была худого качества, требующая ежегодного удобрения, поэтому то часто цер.поля оставались незасЕянными. Изъ прихода за требовыполненіние уніаты получали, какъ видно изъ записей, хранящихся въ цер. Архиве, очень скудное вознагражденіе, такъ напримеръ: при исповеди получали отъ одной души по 1-ой коп., и то отъ боле зажиточныхъ, а отъ бедныхъ ничего не получали. Отъ вского хозяина при исповеди получали по 15 копеекъ, налогъ и тотъ назывался роковщиною(?). За погребеніе дитяти получали 10к. 14коп., за старого - 20-30к.; за богослуженіе 30к., за бракъ 30-40к.; за молебенъ, освященіе воды - 10-12 коп., за прочия требы ничего не получали.
Л. 38 Другихъ источниковъ къ содержанію небыло. Бытъ же дьячковъ былъ еще жалче, они получали отъ прихода очень маленькій доходъ, по усмотренію священника, ни одинъ дьячекъ не имелъ дома, и помещались съ семействами своими въ крестіанскихъ лачугахъ, и хотя дьячку и отделялся кусокъ земли, но часто въ самыхъ отдаленныхъ местахъ и неудобныхъ. Они одевались въ такія свитки, какъ и мужички, и нередко, какъ это видно изъ записей, уходили тайно ночью въ другія места, ихъ преследовали, какъ дух. такъ и гражданскае власти, и часто пойманныхъ беглецовъ приводили на место подъ конвоемъ. Некоторые уніатскіе свящ. получали пособія отъ помещиковъ, а дьячками принебрегали не только помещики, но и мелкая шляхта. Нередко семейныхъ уніатскихъ свящ. помещики наделяли землею въ пожизненное владеніе, а некоторые назначали имъ часть хлеба собранного въ поле. Почти все уніатскіе свящ. занимались пчеловодствомъ, даже и семейные дьячки, а въ местахъ богатыхъ пастбищами, держали много скота. Образованіе и требоисполненіе уніатскихъ священниковъ. Изъ вышепоименованныхъ уніатскихъ священниковъ, одинъ только Іоаннъ Соколовскій обучался в Острожской Семинаріи въ словесности, а все остальные были домашняго образованія. Дьячки все были неграмотны, доказательствомъ служитъ то, что на документахъ, вместо подписей дьячковъ ставились крестики , такіе же крестики писались вместо подписей церковнаго старосты и свидетелей. Уніатские свящ. исполняли требы аккуратно, но безъ всякой торжественности, крестили детей сами, безъ дьячковъ, такъ совершали и погребенія, часто хоронили
Л. 39 и католиковъ; совершали литургію въ Костелахъ въ облаченіи католическихъ ксендзовъ. Исповедовали не въ церкве, а въ ризнице, а где небыло ризницы, то въ алтаре, на томъ основаніи, чтобы никто изъ присутствующихъ не слышалъ греховъ, высказываемыхъ кающимися. Причащали верныхъ такъ: когда съ чашею священникъ оборотился къ народу, то все готовые къ причастію становились въ два ряда на колени до самыхъ въходныхъ дверей; по окончаніи молитвы , когда свящ. началъ подходить къ людямъ, то дьячекъ пелъ: «Богъ иде тело и кровь свою несе въ снедь вернымъ». и свящ. причащаетъ всехъ по очереди стоящихъ на коленяхъ. Во время отпустовъ уніатскіе священники служили и въ костелахъ, но службу совершали тихо; исповедывали всехъ, какъ католиковъ, такъ и уніатовъ, но шляхту исповедывали на польскомъ языке. Католическіе ксендзы уніатовъ уважали,? но особенно имелъ преимущество на уваженіе тотъ изъ уніатскихъ священниковъ, который при разговоре употреблялъ несколько латинскихъ заученныхъ словъ, такъ напримеръ: «rewerendyslime pater, Dumine, Janetus Papa, bene um.n.» Многіе изъ уніатскихъ священниковъ занимались охотою, участвовали на всехъ праздествахъ и свдьбахъ, вместе съ ксендзами танцовали, но жены уніатки редко были приглашаемы въ собранія, ими интелигентная шляхта принебрегала. Особенно изъ уніатскихъ священниковъ заслуживали у поляковъ уваженіе те, корторые были въ польскихъ училищахъ, какъ напримеръ училище піяровъ въ Мыжириче, отъкуда выходило много молодыхъ людей, поступающихъ в уніатскіе священники, и которые были заражены
Л. 40 Езуитскимъ учениемъ и отличались отъ прочихъ ученыхъ уніатскихъ свящ. особеннымъ фанатизмомъ. Изъ всехъ уніатскихъ свящ., бывшихъ в Рудко-Пожарковскомъ приходе заслуживаетъ уважения свящ. Феофилъ Богдашевскій, онъ первый принялъ православную веру, присоединилъ къ православію всехъ своихъ прихожанъ, хотя онъ отъ поляковъ имелъ не мало непріятностей. Какъ расказываютъ, онъ былъ человекъ съ характеромъ и энергіею, былъ высоко роста и очень сильный , съ чемъ шутить какому нибудь мелкому шляхтичу, было очень опасно. Одинъ старикъ, которому минуло 96 летъ, очень часто вспоминаетъ Богдашевского и рассказываетъ про него очень много легендъ. Вотъ одна изъ нихъ: однажды Богдашевскій, встретившись на дороге с мелкимъ шляхтичемъ, заметилъ, что шляхтичъ выбросилъ горсть соломы. Богдашевский остановилъ шляхтича, стащилъ его съ возка и велелъ своему человеку вымазать голову шляхтича смолою, говоря: нужно почаще мазать пустую голову, чтобы она была по умнее. Шляхтичъ хотелъ бороться, но почувствовалъ силу Богдашевского покорился. Тотъ же старикъ рассказываетъ еще объ одномъ поступке Богдашевского, за который немцы умолчатъ. Когда Богдашевскій въ первый разъ пріехал в Рудку, на богослуженіе, съ бородою и въ расе и вошелъ на погостъ цер., то люди начали отходить подъ заборъ и даже не поклонились ему. Богдашвскій вошелъ въ церковь, и заметив, что за нимъ никто не идетъ в церковь возвратился назадъ и сказалъ людямъ: Ходите в церковь, я вамъ покажу то,чего вы никогда не видели и скажу то, чего вы никогда не слыхали. Когда люди вошли в церковь, то Богдашевскій стоя предъ алтаремъ просилъ ихъ,
Продолжение: Часть 3 Церковно-приходская летопись Козинского прихода с. Рудко-Козинская
Вернуться в ЦГИАК Фонды учреждений религиозного культа Фонд 2205 Волынское церковно-археологическое общество
Вернуться в Фонды учреждений религиозного культа
Вернуться в ЦГИАК Украины