Вторник, 19.03.2024
Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Центральный государственный исторический архив Украины, г. Киев

Фонд 2205 Опись 1 Дело 97
Церковно-приходская летопись Козинского прихода с. Рудко-Козинская Луцкого уезда. 1894г. 42 листа
 
ЧАСТЬ 3
Л. 41 чтобы пришли поближе къ нему, и стали плотно одинъ около другого. Тогда Богдашевскій вошелъ в алтарь, вынесъ икону Спасителя и указывая ее народу сказалъ: Какая это икона? Кто на ней изображенъ? Один старикъ более смелый, ответилъ: это І. Христосъ-Спаситель. Богдашевскій похвалилъ и опять спросилъ: а есть ли у Спасителя борода, длинны ли у него волоса или стрижены, широка ли у него одежда или узка, обтянута какъ у польскихъ ксендзовъ? Вотъ видите и не забывайте, что Спаситель ходилъ въ длинной широкой одежде, имелъ бороду и длинныя волосы, а я слуга Его, я долженъ во всемъ уподобляться Ему. Вотъ эта моя ряса и есть одежда подобна одежде Спасителия и Апостоловъ. Вы привыкли видеть ксендзовъ польскихъ и униіатовъ въ одежде узкой, - они не слуги Христовы, а слуги Папы, и какъ онъ заиграетъ, такъ они и скачутъ. Вы меня сегодня встретили не какъ пастыря любимыхъ овецъ стада Христова, а какъ жида; вы въ лице моемъ поругали и насмеялись надъ этимъ Спасителемъ и если бы сегодня воместо меня пришелъ къ вамъ самъ Спаситель или одинъ изъ Его апостоловъ, то вы и отъ нихъ уходили бы, потому что у нихъ широкая одежда и съ бородами. Стыдитесь и не забывайте, что вы христіане, потому христіане, что вы веруете во Христа, поклоняетесь Ему и почитаете Его, должны ли вы и почитать Его слугу, который является къ вамъ въ такомъ видЕ, въ какомъ виде былъ Христосъ. Я сегодня служу последнее богослуженіе, не хочу служить вамъ, ищите себе другого пастыря. Когда Богдашевскиій кончилъ Литургию, то
Л. 42 ни одинъ человекъ и ни одна женщина не вышли изъ церкви, когда же Богдашевскій вышелъ изъ алтаря, то все пали на колени и просили прощенія, некоторые плакали и говорили: пастырь нашъ живи съ нами и умирай съ нами. Богдашевскій не могъ удержаться отъ слезъ и целовался со всеми стариками какъ съ братьями. Как крестьяне уніаты называли своихъ священника и дьячковъ. Крестьяне оказывали своимъ священникамъ и ихъ семействамъ полное уваженіе, называли своего священника Татуню, а его жену Матуню. Дьячковъ называли, дьякъ, бакаляръ? Домъ где жилъ священникъ называли плебанія, а комнату священника свитлыця. Наличный составъ причта. Настоящий причтъ при Рудко-Пожарковскомъ приходе состоитъ: изъ одного священника и одного псаломщика и просфорни. Пономарское место , за смертью пономаря Стефана Гловацкого въ 1848г.? было закрыто. Священникъ Александръ Николаевъ Ясинскій, уроженецъ Острожскаго Уезда, сынъ священника, изъ дворянъ, воспитывался въ Волынской Дух. Семинарии и кончилъ курсъ богословскихъ наукъ въ 1851г., а въ 1853 году марта 8 дня преп. Ерофеемъ Епископомъ Острожскимъ Викариемъ Волынскимъ рукоположенъ во священники къ Ярош(сл)авической? Воскресенской церкви Дубенского уезда, при которой былъ до 1868 года. Имеетъ следующия награды: въ 1855г. получилъ Высочайшую благодарность; въ 1860 году бронзовый крестъ на владимірской ленте; въ 1863г. получилъ благодарность и признательность Епар. начальства; въ 1864г. Высочайшую благодарность; въ 1865г. получилъ набедренникъ; въ 1881году Скуфью. Въ семействе у него 6 сыновей и 1 дочь. Л. 43 Псаломщик Василий Ивановъ Гутовский, сынъ дьячка, уроженецъ Владимірволынского уезда обучался въ белостоцкомъ духовномъ училище въ 3 классе, определенъ на приходъ въ 1867 году; посвященъ въ стихарь въ 1868г. Въ семействе у него жена, 3-хъ сыновей и 7 дочекъ. Просфорня Марія Петрова Квашицкая, вдова, жена священника, дети ея 4-х сыновей и 2 дочки все пристроены.
Содержаніе причта. Содержаніе причтъ получаетъ отъ казны 366р., а именно свящ. 300 руб., псаломщ. 50, а просфорня 16 руб. годично. Кроме сего просфорня получаетъ изъ попечительскихъ суммъ 10 р. годич. Земли, коими владеетъ причтъ 78 д. пахотной 54 десят., сенокосной 14 дес., подъ усад. и огородами 8д., подъ лескомъ 2д. Изъ этого количества въ пользовании псаломщика 19 д. 600 саж. Земля находится въ 15 кускахъ, почва земли частью суглинистая, а частью песчаная, требующая частого удобренія. Кроме жалованья и дохода отъ земли, причтъ получаетъ отъ прихожанъ за исполненіе требъ, т. е. за молитву при рожденіи младенца 3к. и хлеб; при крещеніи воспріемники даютъ хлебы; при браке за богослуженіе и оглашеніе 2р. иногда 3р.; за погребеніе старого съ крестнымъ ходомъ 2р. иногда 3р.; за младенческое погребеніе 1р., безъ крестного хода 20к.; при исповеди дают по 3к., иногда и меньше; за богослуженіе за упокой 2р. псаломщику 30к., с посвященіемъ дома 1р.50к., псал.40к., за молитву надоме 3к.; за вводъ новобрачной невесты 3к. и хлебъ; за воцерковленіе младенцу 3к. и хлебъ; за молебенъ 20к., за Акафистъ 50 к., за панихиду 20к., за Евангелі? 73 к., за посвященіе иконы? 3к.; за водоосвященіе 20к. Другихъ доброхотныхъ пожертвованій не бываетъ.
Церковныя строенія. Домъ для священника построенъ крестьянами Рудковского прихода, безъ участія крестьянъ Пожарковского прихода. Домъ деревянный, длиною 24 ар., шириною 13 ар. Высотою 4 ар. О шести
Л. 44 комнатахъ съ кухнею. Кладовая, возовня?, два сараи на скотъ, конюшня, сарай на складъ сена и соломы и клуня. Какъ домъ, такъ и все постройки требуютъ капитальной ремонтировки. Нетъ амбара и погреба. Домъ для псаломщика церковный въ с. Пожаркахъ, въ которомъ прежде жили священники, о двухъ комнатахъ съ кухнею и кладовою, клуня, сарай для скота и конюшня. Нетъ амбара, погреба. - Другихъ домовъ, принадлежащихъ причту нетъ.
ОТДЕЛ IV
Прихожане. Переходъ крестьянъ уніатовъ въ православіе. Между 1824 и 30 годами крестьяне уніаты, какъ рассказываютъ старожилые, принимали православие охотно, безъ всякого сопротивления, и никакихъ волнений между народомъ не было. Только некоторые уніаты, находящиеся в разныхъ должностяхъ у поляковъ, как более ополячены несколько времени сопротивлялись, но свящ. Богдашевскій, какъ человекъ энергичный, съ умелъ привлечь къ своему стаду и этихъ заблудшихъ и непокорныхъ овецъ.
Война въ 1812 году. Одинъ старецъ д.Залесцъ Илидоръ, который умеръ в 1887г. на 103 году жизни, рассказывалъ, что въ 1814г., на поляхъ д. Залисцы и д. Башевой, стояла армия Саксонская, люди все изъ деревень поуходили въ леса, а скотъ свой и хлебъ оставили на произволъ судьбы, этотъ то скотъ и уничтожилъ неприятеля, но никакихъ опустошеній въ деревняхъ не сделалъ. Около д. Башевой , где теперь колонія Ужева, была большая стычка, после которой непріятель отошелъ къ с. Пожарокъ, оставивъ на месте стычки много поломанных возовъ, раненых лошадей и другихъ вещей, все это осталось
Л. 45 добычею крестьянъ. Въ то время помещики съ своими семействами выехали, а оставили только своихъ економовъ, ценные вещи свои закапывали въ землю.
Холера. Въ приходе въ 1831 году и въ 1851 году, была холера, а особенно въ с. Рудки и д. Переспе. Хоронили умершихъ на особыхъ кладбищахъ, безъ всякихъ гробовъ, въ той одежде въ которой человекъ умеръ; по селамъ было назначено Економіею? по несколько человекъ, которые занимались погребеніемъ умершихъ. Никакихъ докторовъ, ни фершаловъ въ селахъ не было. Болезнь холеру люди признавали наказаніем Божіимъ и поэтому въ никакія лЕкарства не верили.
Оспа и падежъ скота. Въ 1880 году въ приходе была страшная эпидемия оспы, заболевали не только дети, но возрастные, даже и те умирали отъ оспы, у которыхъ была привита оспа. Последствіемъ этой болезни было то, что несколько детей въ приходе остались слепыми. В 1876 году въ приходе былъ сильный падежъ скота, а особенно въ с.Пожаркахъ, где не осталось ни одной рогатой скотины. Народонаселение прихода съ 1795 года по 1894 год. Годы Рудковскаго прихода 1825 192.- 1795 712 душъ обоего пола 1835 218- 1805 889 - « Рудко-Пожар. приходъ 1815 901 - 1845 1236 была холера 1825 898 - 1855 1112 была холера 1835 889 - 1865 1174 - «Пожар. прихода. 1875 1267 - 1795 230 - 1885 1540 - 1805 236 - 1892 1950 - 1815 207 была холера
Л. 46 Съ увольнениемъ крестьянъ изъ крепостной зависимости народонаселеніе заметно стало увіличиваться. Въ прежния времена крестьяне были более православными чем теперь, потому что некогда было думать о грехе, когда барщина, этотъ непосильный гнетъ, давилъ ихъ, а теперь пьянство распространилось до неимоверныхъ размеровъ, до того что нередко умираютъ подъ корчмою. Нельзя замалчивать и о воровстве, которое совершается почти во всехъ селахъ и деревняхъ. Казалось, что съ открытиемъ въ здешнемъ крае гласныхъ Судовъ, преступленея, а особенно воровство, будутъ редки, но напротивъ ихъ увеличилось на 20% и больше. Теперь отчаянные воры крадутъ не только ночью, но и днемъ и редки бываютъ случаи, когда вора поймаютъ. Теперь мужичекъ-воръ запасается револьверомъ и подходя ночью къ лошадям делаетъ несколько залповъ, не потому, чтобы убить сторожей, а потому чтобы дать знать имъ, что воръ вооруженъ. Воръ, зделав такой маневръ, смело забираетъ лошади какъ свои. Такіе поступки между крестьянами именно порождаютъ леность и пьянство. Въ прочемъ въ этомъ приходе воровъ мало и то воришки мелкие, но зато въ окрестныхъ деревняхъ такихъ мастеровъ очень много. Народонаселеніе прихода всехъ сословій. В рудко-пожарковскомъ приходе считается крестьянъ православныхъ 1755 душъ обоего пола; Евреевъ 60 д., чеховъ реформаторовъ 35д., поляковъ католиковъ 60 д., сектантовъ бабтистовъ 60 д., немцевъ лютеранъ 2000 душъ. Господствующее коренное малороссійское населеніе принадлежитъ къ группе польской.
Л. 47 Немцы начали поселяться здесь съ 1820 г. и въ 24 годъ народонаселеніе пришельцевъ увеличилось на несколько сотенъ больше коренныхъ жителей. Крестьяне не любятъ немцевъ, но все же нашъ мужичекъ называетъ немца «паномъ», потому ли что оне носятъ польскую? одежду, или потому что немецъ умеетъ читать по немецки; а немецъ все крестьянина называетъ «хлопъ».
Внешній бытъ прихожан. Въ прежнія времена крестьянскіе дома, или лучше сказать, лачуги были очень маленькіе курные безъ трубъ, построенные изъ круглыхъ сосновыхъ , или ольховыхъ деревъ, внутри печка зделанная изъ глины на деревянныхъ сваяхъ, близи печки въ стенке вырезана дыра- отверстіе кудою выходилъ дымъ. Въ эти избы , если входилъ человекъ во время топки въ печке, то долженъ былъ нагнуться въ поясъ и поскорее сесть, чтобы густой дымъ былъ надъ головою человека. Въ этихъ лачугахъ часто помещались съ людьми поросенки, овцы, теленки, даже и крупная скотина, когда она захвореетъ. Но съ увольненіемъ крестьянъ отъ крепостной зависимости хозяйственный бытъ крестьянъ заметно сталъ улучшаться. Крестьяне начали строить дома обширные красивые съ резаныхъ брусьевъ, дома съ трубами, печки съ кирпича, т. е. сварительная и нагревательная. В 1868 году, священник Ясинскій, по вступленію своемъ на этотъ приходъ засталъ еще больше 40 домов безъ трубъ - курныхъ, стены въ доме были черныя, воздухъ до того удушливъ, что свежему непривыкшему человеку трудно было оставаться
Л. 48 въ этой избе и 10 минутъ. Иконъ въ избе не было, а ихъ вешали въ сенкахъ, где обыкновенно кормили домашнихъ животныхъ и тамъ жильцы совершали молитвы. Свящ. Ясинскій принялъ все меры и заставилъ крестьянъ переделать курныя избы на светлые. Если какой хозяинъ былъ бедный и не могъ купить на печку кирпича, то по совету свящ. делали трубы плетневыя? и обмазывались глиною; такимъ образомъ почти въ два года въ приходе не было ни одного крестьянского дома безъ трубы. Теперь крестьянские дома не только обширные и красивые, но даже съ некототорымъ комфортомъ, въ избе, даже въ сенкахъ, уложенъ полъ, окна большия съ ставнями, при доме пристроено крыльцо, дома бываютъ о двухъ комнатахъ. Иконы въ домахъ обыкновенно висятъ въ рядъ?, въ углу стоитъ дежка, въ которой квасится хлебъ. Около домовъ много фруктовыхъ деревъ. Крестьяне любятъ сады и умеютъ прививать. Изъ всехъ деревень Рудка почти вся утопаетъ въ садахъ, фруктовъ, особенно вишенъ, некоторые хозяева продаютъ по 50 руб., даже и больше. Прежде крестьяне носили свитки изъ белого сукна домашней работы и все, какъ мужчины, такъ и женщины ходили в лаптяхъ, а теперь ходятъ в свитахъ? изъ серого покупного сукна. Зимою носятъ барашковыя шапки, преимущественно сивыя, а летомъ суконныя шапки съ козырками, только при летнихъ работахъ носятъ лапти. Женщины прежде обвязывали головы белымъ иногда рыжимъ полотенцемъ, а теперь носятъ разноцветные бумажные, шерстяные платки по 6 р. иб?ш?
Л. 49 Девушки носятъ на голове ленты и цветы, свитки у нихъ изъ серого, иногда изъ черного сукна покупного, кожухи белые иногда покрыты синимъ или чернымъ сукномъ и такіе кожухи называются «бекеша(?)». Зимою ходятъ въ сапогахъ, а летомъ въ башмакахъ. Экономическій бытъ прихожанъ.
Здешніе крестьяне обыкновенно занимаются землепашествомъ, пашутъ землю небольшими плугами въ пару лошадей, прежде они имели рала, но теперь забросили, вместо рала употребляютъ тотъ же плугъ, а после бороны. Методъ при обработке полей во всехъ деревняхъ одинаковая, только не все крестьяне обрабатываютъ землю въ пору и рачительно. В Рудке, Пожаркахъ и въ Башевой крестьяне обработку полей производятъ охотно и весьма хорошо; в другихъ деревняхъ обрабатываютъ поля очень небрежно, а особенно въ д. Переспе, потому, то и урожаи бывают тамъ плохіе. Небрежность крестьянъ видна только въ томъ, что они осенью и весною дозволяютъ ходить скотине, чего не бываетъ у немцевъ. Крестьяне имеют въ своемъ пользованіи земли усадебной, пахотной, сенокосной и лесной достаточно, а именно: въ с. Рудке полный крестьянскій наделъ составляетъ: 18 десятинъ; въ с.Пожаркахъ 30д.; въ д. Переспе 28д.; въ д. Козине 25д.; въ д. Залисцахъ казенные 18д. и помещичіе 25д.; въ д. Башевой коренной 10 д. а покупной больше. Поля везде разверстаны, но пастбища очень скудны, потому, что немцы заселились кругомъ крестьянскихъ полей и все помещичьи пастбища въ рукахъ колонистовъ.
Л. 50 Леса крестьяне имели достаточно, но немцы успели уничтожить его, а теперь крестьяне сами покупаютъ дрова и матеріалъ на постройки у помещиковъ, живущихъ въдали отъ железной дороги. Крестьяне продавали свои дрова изъ березовыхъ и сосновыхъ деревъ, одинъ кубический сажень по 1 рублю, а съ этого саженя Еврей ставилъ 2 сажени. Если крестьяне берутъ у помещиковъ землю подъ посевъ, то чаще на ископъ, а сенокосы нанимаютъ и наполовину и за деньги. Хлебное зерно выходитъ здесь очень веское и хорошее, особенно въ с. Рудке, копна ржи даетъ четверть зерна 12 пуд. и пшеница 1и 1/4 чет. 9 пуд., но въ с. Пожаркахъ ржи будетъ еще больше. Ярового зерна изъ копны будетъ: овса четверть и больше, ячменя четверть, горохъ, особенно просо даетъ обильно зерно; гречиха хороша, только удается не всякій годъ. Продажа хлеба преимущественно производится въ м. Рожищахъ, а иногда и въ г. Ковеле. Кроме землепашества крестьяне занимаются плотничествомъ, Выделываютъ колеса, посуду, а женщины занимаются выделкою, разного сорта полотна. Крестьяне вынуждены держать много скота, потому, что поля требуютъ много навоза. Скотъ здесь очень мелкий, овецъ мало, лошадей нельзя держать хорошихъ, потому что часто воры крадутъ. Пчельниковъ есть въ приходе немного не больше 70 колодъ съ пчелами, но меду въ последниихъ годахъ было очень мало, вероятно потому, что уничтоженъ немцами лесъ и лесныя травы. Заработковъ для крестьянъ никакихъ нетъ, часто весною крестьяне отправляются въ городъ на работы. МЕльницы въ приходе только ветряенныя и одна малая паровая, а къ ветрянымъ крупчаткамъ(?) нужно ехать 15 верстъ. Многіе изъ крестьянъ, более зажиточные,
Л. 51 имеют свои молотилки, веялки,сечкарни?, на железныхъ осяхъ возы, стоющие по 30 р. и больше. За увелічениемъ народонаселения, крестьяне очень нуждаются в земляхъ и ценятъ ее очень хорошо, десятину земли нанимаютъ подъ посевъ и плотятъ годично 6 р. и больше.
Соціально юридическій бытъ прихожанъ. Крестьяне вскоре после увольненія начали делиться землею и строить дома, отецъ поделился с сыномъ, братъ съ братомъ и.т.п. Дележъ этотъ небольно отразился на хозяйстве крестьянъ, а главное породилЪ много споровъ, которые оканчивались на Волостныхъ судахъ не редко въ обиду невинного. Такимъ образомъ очень часто выносятъ изъ своихъ судовъ не миръ и любовь, а проклятия, ссоры, драки и ненависть. Такъ напримеръ: в с. Рудке коренныхъ Наделовъ 35, по числу хозяевъ записанныхъ въ Грамоту, теперь есть более 70 домовъ, въ которыхъ живутъ хозяева, имеющіе по несколько душь детей; есть хозяева владеющие четвертою частью надела, а спустя несколько летъ четвертую нужно будетъ делить опять на четыре части, по числу сыновей хозяина. Следовательно будутъ хозяева, въ недалекомъ будущемъ, владеющие одною только десятиною земли. Въ эту местность, въ 1870 году, пріехалъ изъ прусіи немецъ, у которого было семейство изъ 8 душъ: при разговоре съ крестьянами оказалось, что этотъ немецъ владелъ въ Прусіи однимъ моргомъ земли и продалъ ее за 600р.. за эти деньги онъ могъ купить въ Россіи 30 морговъ. Крестьяне не верили и удивлялись, какъ этотъ немецъ могъ прожить ? съ своимъ семействомъ на такомъ клочке земли. Теперь выходитъ, что и наши коренные крестьяне, въ недалекомъ будущемъ
Л. 52 поделивши земли между своимъ семействомъ, останутся владельцами одного морга земли. Крестьяне, хотя большинство ихъ неграмотные, но 30 летнее время ихъ свободы, доставило имъ немало практики и случаевъ , понять свой Законъ и права, и если бы вышел изъ употребленія этотъ проклятый могорычъ, которымъ крестьяне такъ щедро угощаютъ своих судей, и если бы старшина былъ настолько грамотнымъ, что мог бы свободно читать, писать и понимать то, что написано, то тогда было бы больше справедливости, и крестьяне преимущественно те, которые обогащены природнымъ умомъ, ценили бы свою свободу и оставались бы для своихъ товарищей-сельчанъ советниками и защитниками во всехъ спорныхъ делахъ. Есть и теперь много крестьянъ умныхъ, понимающихъ дело, но что же съ его ума, когда онъ сидитъ въ селе безвыездно, какъ въ какой-нибудь конуре, редко случается быть ему въ собраниях, редко встречается съ своими начальниками, а когда этому умному домоседу и случается когда либо стать на Волостном Суде, то его робость не смелость, а главное одно дерзкое слово писаря или Старшины, делаютъ его немымъ и онъ возвращается съ Суда съ ничемъ, и остается въ том убежденіи, что онъ ничего не понимаетъ. И вместо того, чтобы крестьянинъ, при разборе дела на Суде обогатилъ свой умъ познаніями, онъ выносит осужденія , проклятія и часто говоритъ, «перше насъ ризалы ляхы, а теперъ мужиковъ рижутъ мужики». Крестьяне на сходы собираются только по распораженію сельского старосты или Старшины; на сходахъ крестьяне рассуждаютъ довольно умело, даже о предметахъ важныхъ
Л. 53 но часто делятся на партіи, такъ что для окончания спора староста, или старшина разделяютъ громаду на две группы и сощитавъ голоса, объявляетъ на которой стороне перевесъ. Выборы лицъ на должности часто производятся очень шумно, преимущественно стараются выбирать людей не умныхъ и энергичныхъ, а спокойныхъ и бесхарактерныхъ. Но за несколько дней до выборовъ, обыкновенно бываютъ частые сходы въ крестьянскихъ домахъ и тамъ избираютъ несколько кандидатовъ, которые сами напрашиваются на известную должность, и тутъ конечно бываютъ и угощенія. Нем?цины? на сходахъ и бываютъ равно и те изъ мущинъ?, которые были уже судимы. На сходахъ не имеютъ веса богатые, а только люди умные и честные. Крестьяне обыкновенно говорятъ: «громада всякий человек» поэтому и все дела решения? на сходахъ исполняютъ крестьяне безпрекословно. На сельскихъ сходахъ имеетъ иногда силу и могоричъ, а особенно тогда, когда сходъ бываетъ на отдачу корчмы Еврею; когда чужесемецъ, или немецъ желаетъ приписаться къ обществу, или наконецъ когда кто изъ недостойныхъ напрашивается на какую либо должность; но крестьяне не отказываются отъ могорича,- обещаютъ, а на сходе изменяютъ.
Умственное развитіе прихожанъ. Крестьяне обыкновенно признаютъ умнымъ человекомъ того, кто экспромтъ отвечаетъ на вопросъ, да еще съ разными пословицами и прибаутками, - значит такой человекъ, хотя и неграмотный, но наделенъ умомъ отъ природы. Грамотныхъ людей въ приходе, которые умеютъ читать и писать, есть человекъ 30, а которые умеютъ подписать только свою фамилию не больше 20. Грамотныхъ людей крестьяне уважаютъ и завидуютъ имъ. Крестьяне
Л. 54 умеющіе читать, покупаютъ книги у ратощиков?, берутъ для чтенія изъ училищной библіотеки, особенно любятъ книги нравственного содержания и жития Святых. Между крестьянами нетъ никаких древнихъ рукописей, они знаютъ много сказокъ и легендъ, которые заучивали наизусть отъ своихъ предковъ, изъ которыхъ сказки и легенды очень нравоучительныя. Некоторые крестьяне, особенно старики, имеютъ понятіе о Боге, о земле, Светилахъ небесныхъ, и проч. тако: весь миръ, то есть земля, сотворены Богомъ, земля утверждена на воде, которая не имеет конца, отъ того, когда прокопаемъ землю, бьютъ ключи воды, что въ земле есть пекло, отъ того-то часто местами выходитъ изъ земли огонь. На Солнце, говорятъ, живетъ Самъ Богъ, отъ того то оно такое светлое, что светъ его не только освещаетъ землю, но и согреваетъ. Солнце ходитъ кругомъ земли, а земля стоитъ неподвижно, на солнце рай. Звезды, то души праведныя, ихъ всякій годъ прибавляется. Некоторыя созвездия называютъ: визъ, квачка?, косари, эти все созвездия сотворены для измеренія времени ночи. Кометы называютъ звездами съ хвостомъ, которыя обыкновенно показываются на небе предъ войною, или другими бедствиями. Падающіе звезды, это слезы святыхъ, за грехи людей. Радуга, это небесная водокачка, которая натягивает изъ какого нибудь озера, или реки воду въ облака. Северное сіяніе, это признакъ зимою мороза, а летомъ погоды. Громъ это гневъ Божій, а ударъ грома, это наказаніе Божіе. Вихрь, или страшная буря, и зимою и летомъ, это означаетъ, что какой-то злой человекъ умеръ не естественнойю смертью, т. е. повесился, зарезался, и.т.п. Вихрь летомъ на поле въ виде столпа изъ пыли
Л. 55 - это злой духъ женится. Душа въ человеке есть, это доказываетъ, что душа человека, после смерти часто опять является людямъ, и что она является и во сне своимъ родственникамъ. Затменіе солнца крестьяне объясняютъ, что это явленіе бываетъ для того, чтобы люди не забывали за кончину міра и страшный судъ. Фазы луны, это устроено для измеренія времени и угадывания погоды. Смены дня и ночи, это для того, чтобы чтобы угадать, чія жизнь будет долга, а чья коротка, такъ если дитя уродится въ длинную ночь, то оно будет жить долго, а если въ короткую, то жизнь его будетъ коротка, так и относительно дня. Крестьяне говорятъ, что во всякомъ дереве есть сердце, которое даетъ ему жизнь, а у животныхъ находится пора, которою они живутъ. Огонь крестьяне называютъ силою, которая поддерживаетъ землю, в огне только можетъ явиться людям Богъ и голосъ души, или молитва только чрезъ огонь можетъ пройти къ Богу, для того-то в церкве и зажигаются свечи, чтобы молитвы людей прошли к Богу. Вода это роса небесная, а другіе говорят- это слюна Божия, если бы не было на земле воды то земля сгорела бы.
Народная медицина. Всякую болезнь крестьяне называютъ: слабость, хороба, чевяда? хира?. Крестьяне не верятъ, что болезнь происходитъ отъ простуды, отъ изменения употребления пищи и питья, отъ грязи отъ чрезмерного напраженія силъ и.т.п., а говорятъ, что у больного человека чевяда отъ природы и отъ злыхъ людей и потому то они прежде всего везутъ больного къ знахарямъ, а после уже къ доктору. Крестьяне помнятъ, что здесь когда-то была холера, они представляютъ ее
Л. 56 - въ виде какой-то девушки, которая по целымъ ночамъ ходитъ по селамъ, у ней куриные лапки, ее видели люди, а въ какомъ селе собаки крепко лаютъ, то тамъ холера ходитъ, и въ какое окно дома заглянетъ, тамъ будетъ мертвецъ. Крестьяне очень боятся этой болезни и верять, что отъ ней нетъ никакого лекарства. Болезни крестьяне называют своими именами, такъ напримеръ: Оспа-Виспа, Корь - Киръ, Золотуха - Гостець, Чахотка - Ядуха, Нарывъ - Чиракъ, Шпоруха. Нарывъ подъ рукою-Дымыныця, Желтуха-Жовтяныця. Насморкъ - Катаръ. Воспаленіе на теле - Рожа. Рана от воспаленія - Волосъ. Струпы на голове - порхи. Угаръ - Чадъ. О паденіи кишекъ - Утрушка, и т. п. Разныя травы и зелья къ леченію употребляютъ только знахари и всегда съ обманомъ. Нетъ въ окрестности ни одного знахаря, который понималъ бы болезнь и зналъ средства къ излечению ея. Есть во всякомъ селе и бабы, которые лечатъ больныхъ, лечатъ такъ: на теле больного, на техъ местахъ, где больной чувствуетъ боль, баба качаетъ куринное яйцо и после надъ головою больного разбиваетъ яйцо подставивъ блюдечко и говоритъ: - «разбыйся полыйся, мени покажи слабому поможи», и смотритъ на белокъ, когда белокъ яичный будетъ чистъ, то значитъ, что болезнь неопасная, а когда белокъ будетъ мутный, то болезнь опасная. Другой способъ: растапливаютъ воскъ на огне въ маленькой катруле, вливаютъ въ тарелку холодную воду и держатъ надъ головою больного, выливая на воду воскъ говорятъ: « вискъ пражився? на огни покаже все на води» и после рассматриваютъ какая вылилась фигура изъ воска, если фигура похожа на гробъ, то значитъ, что больной умретъ, а если на лесъ, горы -
Л. 57 - то больной будетъ здоровъ. Сглазить - значитъ наврочиты, это говорятъ случается тогда, когда злой человекъ съ злою мыслью посмотритъ пристально въ глаза доброго человека и душа у доброго человека обомлеетъ?: тогда бабы наливаютъ теплую воду въ стаканъ, бросаютъ туда несколько угольевъ, и обливая этою водою лицо, груди и руки больного говорятъ: «вроки на сороки перестритъ на плытъ»? и три раза плюетъ в сторону, после воду выливают на дорогу и гъоворятъ: «счезнЫ сл?ызны? якъ вода брызны». Знахари, когда обращается къ нимъ больной, тоже выделываютъ разные смешные фокусы, чтобы заставить больного верить въ его помощь. Такъ напримеръ: знахарь осматриваетъ больного, после вливаетъ воду чистую въ рюмку и показываетъ больному, после съ рюмкою въ рукахъ обходитъ кругомъ три раза свой домъ, вытягивая на всякомъ рогу дома изъ крыши по одной соломинке и что-то вброситъ въ воду, чтобъ она сделалась мутна, тогда входитъ въ комнату и указывая рюмку съ водою больному говоритъ: «вотъ что у твоемъ желудке», после такого фокуса всякий знахарь доказываетъ, что больной чемъ то отравленъ. Другой фокусъ: знахарь кладетъ больного на землю, разложивъ его руки по сторонамъ, и меряетъ его тонкою ниткою въ длину отъ головы къ ногамъ и въ ширину отъ оконечностей пальцевъ, одной руки къ другой и все время что-то нашептываетъ, после нитку эту сжигаетъ и пепелъ бросаетъ въ стаканъ съ водою, приказывая больному выпить эту воду. Фокусы знахарей очень разнообразны, трудно ихъ всех описать. Теперь въ приходе занимается леченіемъ Свящ. Ясинскій, онъ очень любитъ медицину и имеетъ подъ руками рукописную
Л . 58 медицинскую книгу, писаную древнимъ словянскимъ языкомъ, а 38 летъ практика его дала ему возможность узнавать болезни, и удачно излечивать ихъ. Но Свящ. Ясинскій убедился, что мужичка очень трудно лечить, потому, что онъ никогда не соблюдаетъ техъ условий, которыя необходимы при леченіи болезней. При томъ больного прежде всего объвозятъ по всемъ знахарямъ и когда болезнь усилится, тогда только обращаются за советомъ и къ священнику и очень часто болезнь остается неизлечимою. Детей священникъ лечитъ удачно, даже отъ чахотки, потому, что детей не возятъ къ знахарямъ, знахари даже отказываются лечить детей.
Приметы. Крестьяне на разные случаи имеютъ свои приметы, такъ напримеръ: Когда у беременной женщины бываетъ лицо красное и она любит кушать больше кислое, то она родитъ сына; когда же у ней лицо бледное и любуется цветами, то она родитъ дочь. Когда родившийся ребенокъ заплачетъ, то онъ будетъ несчастливъ, когда онъ родится въ ту ночь, въ которую ? закричатъ гуси , или родится въ сорочке, то онъ будетъ счастливъ. Когда у жениха и невесты въ церкви во время брака горятъ ясно свечи, то супружество будетъ счастливое, а когда у одного изъ нихъ свеча горитъ тускло, то предвещаетъ недолгую жизнь. Если ? Въ дорогу перебежитъ волкъ, или собака, то будетъ все удачно и благополучно, - а если заяцъ. Или кишка, то будетъ во всемъ неудача, тогда на томъ месте вбиваютъ в землю какую нибудь палочку и говорятъ три раза Христосъ вос?съ. Когда филинъ-пущикъ ночью закричитъ надъ домомъ, то скоро въ этомъ доме будетъ умершій. Когда собаки
Л. 59 часто ночью воютъ, то будетъ скоро падежъ на скотъ. Когда встаешь съ постели и ступишь прежде правою ногою, то во весь день будетъ неудача. Когда собаки едятъ часто траву, то будет голодъ. Когда родится больше мальчиковъ чемъ девочекъ, то будетъ война. Когда чешется затылокъ, то будетъ ссора и драка; - чешется лобъ, будетъ дело въ пользу; - чешется носъ, будутъ гости; -чешется правая рука, свиданіе, левая - деньги; чешется колено, трудъ и хлопоты. Относительно приметъ погоды крестьяне замечаютъ: когда солнце бываетъ при закате красноватое, когда вокругъ солнца круги, когда солнце заходитъ в густую тучу, когда бледныя звезды, когда курицы собираются на ночь ?, когда вечеромъ поютъ петухи, когда ласточки летаютъ надъ землею очень низко, когда нетъ росы, когда лесныя мухи прачатся под крыши?, тогда будетъ дождь. Когда же солнце при закате светлое, когда вечеромъ бываетъ на небе много звездъ, когда надъ сенокосами, болотами покажется вечеромъ туманъ, когда ночью кричитъ часто воронъ, тогда будетъ погода. Приметы непогоды: когда съ юга подуетъ порывистый ветеръ, когда птицы купаются въ воде, когда солнце скоро выйдетъ на горизонтъ, когда петухи поютъ въ 10ч. вечера и т. п. Громъ и туча будетъ: когда скотъ на поле собирается въ кучи, когда много покажется белыхъ бабочекъ, когда домашнія птицы прачутся въ сараи, когда аисты бываютъ долго? неотлучно при своихъ гнездахъ, когда пчелки летятъ съ поля, а въ поле не идутъ, и т. п. Будетъ холодъ — гуси и утки прячутъ свои головы подъ крылья, когда петухъ вечеромъ поетъ и по счету будетъ четное число, тогда будетъ погода, или морозъ, когда же не четное, то будетъ слякоть.
Л. 60 Гадания и ворожба. Крестьяне при постройке домовъ предварительно избираютъ место такъ: приготовляютъ четыре небольшихъ хлеба и въ глубокия сумерки кладутъ эти хлеба на избранное место, когда эти хлеба на другой день окажутся нетронутыми, то значитъ что место на домъ хорошее и семейство въдомее будетъ счастливое; когда же хлебы неизвестно где денутся, или будутъ по сторонамъ разбросаны, то - место на домъ плохое. После чего неудивительно что крестьяне строятъ свои дома не семетрично, далеко отъ улицы и въ низмен?ыхъ местахъ. При закладке дома кладутъ подъ подвалу съ восточной стороны деньги, сколько кто положетъ. Когда закармливаютъ кабана, то непременно въ постный день, т. е. въ среду или въ пятницу; тоже соблюдаютъ когда въ первый разъ выгоняютъ скотъ въ поле на летние пастбища. Когда семейство имеетъ перейти въ новый домъ, то прежде пускаютъ въ дом собаку и запираютъ его на несколько минутъ, если собака начинаетъ визжать или лаять, то хорош признакъ, а если воетъ, то дурной. Когда крестьянинъ намеренъ выкопать колодецъ, то очищаетъ отъ сорныхъ трав место и кладетъ на него немного шерсти изъ овецъ, когда утромъ на этой шерсти будетъ роса, то значитъ место хорошее и не далеко вода. Когда крестьянинъ собрался ехать въ далекую дорогу, то он выходитъ на улицу и когда услышитъ, что кто-нибудь поетъ, или смеется, то значитъ хорошая пора выезжать въ дорогу; напротивъ того если услышитъ какой либо шумъ, или плачъ, то - время худое и дорога будетъ неблагополучна. Въ день Св. Екатерины 24 ноября крестьянскія девки ломаютъ небольшія ветки изъ вишневыхъ деревъ, вкладываютъ ихъ въ бутылки съ водою, сверху заделываютъ все воском
Л. 61 и ставятъ въ темномъ месте; если на веткахъ до Рождества Христова покажется цветъ, то девка въ этомъ году выйдетъ счастливо замужъ. Будетъ ли счастливый годъ, или нетъ гадаютъ: если гроза будетъ въ первый разъ на юге, то годъ будетъ счастливый; если въ первый разъ громъ загремитъ и будутъ на некоторыхъ деревьяхъ листья, то годъ будетъ урожайный на хлебъ и не будетъ болезней. Если птицы прилетаютъ весною изъ юга рано и летятъ высоко, то будетъ ранняя весна и благопріятное лето, если эти птицы, а особенно гуси пролетаютъ надъ селами и громко и часто кричатъ, то въ этихъ селахъ часто будутъ умирать люди. Если аистъ выброситъ изъ своего гнезда яйцо, то будетъ хлебъ дешевый, а если выброситъ дитя, то хлебъ будетъ дорогой. Если ласточки вьютъ свои гнезда съ наружи сарая, то лето будетъ для хозяина неблагоприятное, а если вьютъ гнезда внутри сараевъ, то годъ для хозяина будетъ благополучный.
Религиозный бытъ прихожанъ. Приходъ состоитъ исключительно изъ одних православныхъ христианъ. Всехъ христианъ правосл. обоего пола 1854(0)? душъ. Въ районе прихода есть много иноверцевъ, Лютеранъ, Католиковъ, Евреевъ, изъ лютеранъ есть сектанты бабтисты, всехъ иноверцевъ более 2000 д. обоего пола. Смешанныхъ супружествъ въ приходе нетъ. Лютеране имеютъ свою кирху въ м. Рожинщахъ; католики - свой костелъ въ М.Соколье? и въ С.Вишенькахъ, сектанты бабтисты не имеютъ отдельного молитвенного дома, а для молитвы избираютъ домъ более всехъ вместительный въ которомъ живетъ семейство бабтистовъ. Крестьяне не гнушаются Лютеранскою верою, а признаютъ ее нехорошею только на томъ основаніи, что у немцевъ нетъ никакихъ постовъ, даже здесь вышла пословица
 
 
Вернуться в ЦГИАК Фонды учреждений религиозного культа Фонд 2205 Волынское церковно-археологическое общество
Вернуться в ЦГИАК Украины
 
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz