Суббота, 18.11.2017
Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа

Центральный государственный исторический архив Украины, г. Киев

Фонд 2205 Опись 1 Дело 97
Церковно-приходская летопись Козинского прихода с. Рудко-Козинская Луцкого уезда. 1894г. 42 листа
 
ЧАСТЬ 4
Л. 62 «Иванъ въ середу постытъ, Янъ въ субботу постъ мае, а Іоганъ середу , пятныцю и собботу пожирае». Сектантами бабтистами крестьяне пренебрегаютъ, потому что они проходя около церкви и встречаясь съ крестными православными ходами не снимаютъ шапокъ. Крестьяне съ учрежденіемъ при церквахъ братства, делаютъ въ церковь крупныя пожертвованія, были личности, которые жертвовали по 100р. и больше. Посещаютъ храмы охотно и остаются очень довольны, когда пастырь обращается къ нимъ съ речію. Когда заведены были при церквахъ хоры, то храмы стали посещать и иноверцы. Посты крестьяне соблюдаютъ строго и по мнению ихъ нарушеніе поста считается грехомъ смертнымъ. Многіе изъ крестьянъ, а особенно женщины постятся и въ понедельникъ. Этотъ постъ они установливаютъ въ виде благодарности Богу, за исцеленіе отъ тяжкихъ болезней, или другихъ постигшихъ несчастій. Крестьяне пожилыхъ летъ исповедываются часто, а молодые одинъ разъ въ годъ во Св.Четыредесятницу. На Св. Пасху обязательно все крестьяне приходятъ подъ церковь, старые занимаются беседою, пьютъ пиво? чокаются красными яичками, а молодые играютъ въ разные игры, но въ корчму никто не смеетъ ходить. Расходятся по домамъ только после вечерни. Въ Католическій праздник «Боже Цяло» крестьяне не делаютъ только въ поле скотомъ, а прочіе работы делаютъ. Такой же обычай совершается и светлый четвергъ называемый крестьянами «Навскій Великдень» Навскій Великдень означает день светлого Воскресенія празднуемый въ другом мире умершими невинными девицами. Слово Нава вероятно происходитъ отъ слова Нимфа. Впрочемъ еще въ этотъ день никто изъ крестьянъ не можетъ делать забора около огорода и поля при которомъ вбиваются
Л. 63 колья въ землю, потому что Навы не пустятъ дожди. Если же крестьянинъ и зделаетъ заборъ въ этотъ день и наступитъ весняная суша, то крестьяне собираются съ топорами и выбросятъ заборъ, хозяинъ даже и не сопротивляется признавая себя виновным. На Еврейский праздникъ, Судный день, «Стояны» ничего не сеют въ поле, потому что будетъ много с
Со времени повального падежа скота въ этой местности вошло въ обычай всякій годъ ходить по полямъ съ крестнымъ ходомъ и освящать поля и скотъ, на поляхъ читаются Евангелія. Кладбищъ въ приходе нетъ, столько же назначается и дней на проводы, где есть церковь собираются люди въ церковь, а где нетъ , собираются въ одно место и идутъ на кладбище съ крестнымъ ходомъ, кладбище обходятъ во кругъ и священникъ освящаетъ Св. водою после служитъ общую панихиду за всехъ умершихъ, и по желанію крестьянъ служитъ на гробахъ их родственниковъ. Поминальныхъ дней не бываетъ, здесь крестьяне въ продолженіе всей осени до Филиппового поста и въ мясопусъ до Св. Четыредесятницы во всякий воскресный и праздничный день, приносятъ въ церковь, хлебы и служат панихиды. Въ одномъ с. Пожаркахъ крестьяне знаютъ хорошо молитвы, это потому что въ этомъ селе есть много грамотныхъ и существуетъ 8 летъ Церк .прих. школа, въ остальныхъ же деревняхъ крестьяне страшно коверкаютъ слова и молитвы и очень трудно искоренить ихъ, особенно между старшими людьми. Такъ напримеръ въ молитве Св. Духу вместо слова утешителю говорят «удушителю». Въ молитве
Л. 64 Господней вместо иже еси, говорятъ «о же еси», хлебъ нашъ насущный «хлебъ нашъ насучный» избави насъ отъ лукавого «избави насъ отъ лукавого твоего святого Аминь». Въ Рудке и Залисцахъ между старыми женщинами осталась молитва вроде какой то сказки и эту молитву бабы не только сами усердно повторяютъ утром и вечеромъ, но еще и обучаютъ другихъ. Конечно эти глупые бабы совершают свою молитву секретно и трудно поймать ихъ.
Вотъ одна изъ такихъ молитвъ: Молитва. На осіянской гори на г(ч)ибской земли такъ пресвятая Дива заснула приснывся ей сонъ прелюбенъ чувенъ пребытенъ кровъ свою розлывенъ. Возьмите терныну загните винець на главу на укопысько вико прыбываты. Пришла Божа Матерь взяла Суса Христа за правую ручку и повела Его на раннюю службу съ ранней на пизнюю, а съ пизніе и на пишпоры а зъ нешпоривъ на сине море а на тымъ мори камень лежитъ стилъ стоить и свечки горять Сусъ Христосъ сыдыть очки загруживъ? голову склонывъ и кровъ свою розлывъ. Пришовъ Петро и Павелъ Господы Боже що починаешъ на що за той народъ гришный кровъ свою розлываешъ? Святый Петре, Св. Павле не бійтеся той муки возмите крестъ въ руки пийдите по цілому свити закажите всимъ старому, малому и глухому слепому нимому. Кто си буде знаты то не буде на огні погораты чадъ посысаты?, отъ наглои смерти умыраты буде Сусъ Христосъ стояты грЕхи отпускаты, а гришныхъ въ пекло замыкаты. Ляжу я спаты нема чимъ постылаты постылю я Св. Вангелію и укрыюся Св.Крестомъ а ты гадыно не стий надо мною Сусъ Христосъ иде каплю крови несе съ панны на дороженьки
Л. 65 копала тамъ Божа маты плакала сына свого на рукахъ держала и упыстывала. Тылько въ чоловика гриху якъ на землю писку, якъ на дереви лысту, якъ на мори пины, якъ на земли травы. Кто тую молитву буде знаты то не буде отъ наглои смерти умыраты.» Другая: «Премудросты наставныче не судленче ? незмысленне наказатели ныщи защиты, тверды, вразумы, слово себи отче едыне не разбранны помылуй насъ Аминь».
Крестьяне охотно ходятъ по святымъ местамъ, въ Почаевъ, въ Озденижъ, въ Поддубцы, несутъ туда деньги?, полотно, а отъ туда приносятъ иконы, свечи, воду Почаевскую отъ Стопы. Свечи жертвуютъ въ церковь, и некоторые иконы. Праздники соблюдаютъ хорошо. Милостыню беднымъ даютъ охотно. Сиротамъ оказываютъ возможное пособіе.
Суеверия. Понятіе о Боге. Крестьяне , сколько ни случалось слышать ихъ рассужденія, представляютъ себе Верховное Существо, Бога такимъ, какимъ Бог Отецъ изображается на иконахъ. На слова, что Богъ есть Духъ, что и Духъ долженъ иметь известную форму, образъ человека, иначе его не могли бы видеть и самые Ангелы. Бога можетъ видеть человекъ только после своей смерти. Богъ, говорятъ, пребываетъ на солнце, чтобы Ему можно было всегда смотреть на землю.
Громъ. Когда громъ гремитъ, говорятъ, что Св. Илія Едетъ на колеснице, а когда сверкаетъ молнія, то говорятъ, что Илія выбрасываетъ перуны из облаковъ.
О Папе. Крестьяне говорятъ, что папа это ляхивскій богъ, что он по земле не можетъ ходить, а его носятъ на носилкахъ, что онъ если положитъ одинъ палецъ своей руки, на голову человека, то этому человеку отпустятся грехи на десять летъ, и если два пальцы, то на двадцать летъ и такъ дальше, такъ что если положитъ одну руку на голову грешника, то
Л. 66 ему отпустятся грехи на пятдесятъ летъ . Но за всякий палецъ Папы нужно платить большія деньги. Папа говорятъ такой знахарь, что он знаетъ не только что делается во всемъ міре, но знаетъ сколько всякый день идутъ души въ рай и сколько въ пекло. О языческихъ богахъ. Имена языческихъ боговъ крестьяне часто употребляютъ при разговорахъ, а именно: Перунъ, Каравай, Бахусъ, Боровыкъ, Злыдень, Кадукъ, Дидько, Мора, Вихоръ, Одминокъ?. Когда ударитъ громъ, говорятъ перунъ злетивъ. Караваемъ называютъ хлебы приготовляемые предъ свадьбами. Бахусами называютъ пьяницу. Боровикъ сидитъ въ лесу и наводитъ на людей дурь и те блудятъ по лесу. Злыднемъ называютъ человека скупого, завидливого. Кадукъ, отъ которого проходитъ болезнь лихорадка, трасцъ. Дидько, злой человекъ, еще его называютъ вовкулакомъ. Марою называютъ какие то приведения. Вихромъ называютъ злого духа, который вертится по поляхъ. Одлонкомъ? , называютъ уродливаго человека, или идіота.
О душе человека. Понятіе о душе человека такое: что она сотворена Богомъ и что тамъ где живетъ Богъ, ихъ всякій день творится очень много и посылаются на землю, а характеръ и способности душа получаетъ отъ своихъ родителей, и говорят: « въ якимъ горшку варится, такее и буде». При разлученіи съ теломъ душа человеческая выходитъ глазами, но никто не можетъ ее видеть.
О Смерти. Смерть, это такой духъ съ косою, который убиваетъ людей, а онъ назначенъ Богомъ, для того что не было места на земле для людей. Умираютъ люди добрые легко, а злые долго мучаютя; после смерти душу ведутъ на судъ, а после въ рай, или въ пекло. Въ Раю душа не имЕетъ никакихъ занятий, она спокойно сидитъ и выжидаетъ страшного суда и кончины міра, а когда она соединится съ своимъ
Л. 67 О Рае и аде. теломъ, тогда она будетъ блаженствовать и наслаждаться всеми удовольствіями. Въ аде горитъ огонь и кипитъ смола, человекъ менее грешный стоитъ въ кипячей смоле по колена, более грешный по поясъ, важкій грешникъ по шею. Если душа требуетъ помощи, то она часто является во снЕ и проситъ хлеба, или одежды.
О душе невинныхъ детей. Душа невинныхъ детей идетъ прямо в Рай и тамъ кормятъ ее всякими райскими фруктами. 30 летъ, отъ того то родители, коихъ дети умерли не кушаютъ до Преображенія Господня никакихъ фруктовъ, потому, что умершимъ детям не дадутъ в тотъ день въ раю яблукъ и грушъ, если только родители ихъ будутъ есть эти фрукты до Преобр. Господня.
О Навахъ. Души невинныхъ девицъ имеютъ въ другомъ мире особое место, они то и называются «Навы» которые часто группами показываются на земле, около рекъ, лесовъ, кладбищъ, что предвещаетъ людямъ этой местности, какое либо великое несчастие. Обыкновенно они являются въ Светлый Четвергъ.
О ведьмахъ. Крестьяне утверждаютъ, что во всякомъ селе есть ведьмы, тоесть злыя бабы, которыя записали свою душу діаволу, некоторые изъ нихъ съ хвостами и безъ хвостовъ. Ведьмы причиняютъ людямъ всякого рода пакости, и особенно отнимаютъ у коровъ молоко, знаютъ разного рода чародеянія, угадываютъ будущее, задерживаютъ дождь, летаютъ по воздухе на лопате отъ печки, или на кочерге и то въ известный только день, напр. въ Субботу предъ Сошествиемъ Святого Духа и накануне Рождества Крестителя Іоанна. Изъ хаты ведьма вылетает на воздухъ чрезъ дымовую трубу. Ведьмы нельзя поймать, потому что она перекидывается въ какое нибудь животное, особенно въ лягушку.
Л. 68 Если, говорятъ, человекъ въ сыропустныя заговины оставитъ во рту маленькій кусочекъ сыра и съ ним переночуетъ, а на другой день завяжетъ этотъ сыръ въ поясъ, то этотъ человекъ будетъ знать, которая именно изъ бабъ есть ведьма, но ведьмы зорко следятъ и ночью вынимают изо рта сыръ. Крестьяне говорятъ, что нетрудно и такъ отгадать которая изъ бабъ въ селе есть ведьма: ведьма будетъ безобразная ?, очень скверного характера, криклива, дерзкая, злобная, поминаетъ всегда чорта и глаза у ней часто заливаются кровію, она не ходитъ въ церковь, а если и прійдетъ, то всегда предъ Херувимскою песнею выходитъ изъ церкви: ведьма будетъ исповедываться для глазъ людей, но причастія никогда не проглотитъ, а выплюнетъ въ платокъ и броситъ въ огонь. Все жители села, особенно женщины, боятся ведьм и ладятъ съ ними, чтобы не раздражать ихъ, потому что ведьма со злости если броситъ на кого щипочку земли, то человекъ этотъ умретъ, а если броситъ пучекъ тряпки, то будетъ продолжительная болезнь, а если броситъ камень, то будетъ навсемъ теле чиріи. Ведьма наводитъ на новорожденныхъ детей плачь, «крыксы»? знаетъ чары, чтобъ небыло детей и чтобы мужъ не любилъ свою жену, словомъ сказать, можетъ сделать всякое зло.
О Вовкулакахъ. Подобно ведьмам бабамъ есть такого сорта и мужчины, только они не называются ведьмами, а вовкулаками, потому что онъ ничего не можетъ сделать, а только прикинется въ волка, полезетъ въ хлевъ и подавитъ овцы, или другое животное. Такой расказъ крестьянъ о ведьмахъ и вовкулакахъ.
Обычаи при погребеніяхъ Здесь крестьяне кладутъ въ гробъ умершаго
Л. 69 одежду, для того, чтобы душа его имела во что переодется , а когда выносятъ гробъ изъ дому, то бросаютъ на него горсть сЕмянъ ржи въ знакъ того, что за его душу будутъ при молитвахъ приносить хлебъ. Опускаютъ гробъ три раза къ порогу дверей, въ знакъ прощанія съ семействомъ. Пока умерший въ доме, то через ихъ комнаты не выметаютъ, потому чтобы въ доме не былъ скоро другой мертвецъ; а также когда умершего выложатъ въ гробъ, то на томъ месте, где лежалъ умершій, кладутъ топоръ, или другое железо, тоже, чтобы не скоро былъ умершій. Когда умретъ паробокъ, холостой или девка, то при погребеніи даютъ платки, какъ при свадьбе всемъ участвующимъ при погребеніи, гробы украшаютъ цветами. Между крестьянами и теперь носится повееріе, что души умершихъ злыхъ людей ходятъ по земле и причиняютъ вредъ темъ людямъ съ которыми они совершали грехъ. Погребенія всегда совершаются съ крестнымъ ходомъ. Гробъ мальчика умершего несутъ четырехъ мальчиковъ?, а девочки, - девочки, старого иногда несутъ, иногда везутъ. Когда свящ. опечатаетъ гробъ, то все присутствующіе бросаютъ въ могилу три раза щопку земли. Натоще предъ закускою ставят к?о?во, т. е. вареная пшеница съ сытою .
Свадебные обычаи и песни. Здесь во всехъ селахъ и деревняхъ, обычаи при свадьбахъ одни и те же. Прежде всего бываетъ сговоръ «запоины?», потомъ обрученіе «заручины», и наконецъ свдьба.» а? Если отецъ хочетъ женить своего сына и имеетъ намеченную въ томъ же селе девку, то онъ не много потеряетъ времени и немного понесетъ издержекъ на сговоръ. Ему следует только взять
Л. 70 хорошего то есть бойкого дружбу и идти въ намеченный домъ на вернякъ?, но если отцу приходится искать девку въ другомъ селе, деревне или въ другомъ приходе, то онъ потеряетъ немного времени и поимеетъ немало издержекъ. Главную роль при сговорахъ, обрученіяхъ и свадьбахъ, играетъ дружба, въ дружбы обыкновенно выбираютъ человека сметливого, находчивого, смелого, который бы разными шутливыми речами, песеньками и прибаутками съумелъ склонить, какъ девку, такъ и ея родителей къ соглашенію. Такихъ ловкихъ дружбъ бываетъ въ селе два три небольше. Собираются отецъ съ сыном и дружбою къ известному хозяину и идутъ въ глубокие сумерки, берутъ съ собою водку и хлеб, пришедшіе къ хозяину поздоровались и оставляютъ на столе водку и кладутъ хлебъ, просятъ гостей садиться около стола, но если девку застали дома, то дружба ни за что не сядетъ, а все время вертится около дверей, чтобы девка не ушла, - а то девки обыкновенно, при встрече съ такими гостями, уходятъ изъ дому, и ихъ нужно долго искать, иногда на другомъ конце села. Когда отецъ паробка погоговоритъ съ родителями насчетъ сватовства и родители будутъ согласны, то начинаютъ пить могорычъ. Первую рюмку даютъ паробку, и онъ подходитъ съ нею къ девке и говоритъ «здорова будь настуню» девка не отвечаетъ, даже и не посмотритъ на паробка, паробокъ повторяетъ эти слова несколько разъ, когда же девка ответитъ « пыйте здоровье» то поробокъ покушавши немного водки, даетъ рюмку девке, девка пьетъ къ паробку и повторяетъ те же слова «здоровы будьте Степанъ», девке не приходится долго ждать, паробокъ сейчасъ отвечаетъ «пыйте на здоровье». Тогда дело кончено. Запылы кричитъ дружба и пры(о)г(ч)ая по комнате поетъ:
Л. 71
Гопъ гопъ черемшина
Билымъ цвитомъ зацвила,
И дивчина якъ калына
Могорочек запыла.
Не плачь момо не журыся
Я невинна и того,
На молодця придывыся
То полюбыте его.
Збирайте всю родыну
До своеи хати
За гарную дивчину
Могоричъ запываты.
Пылы воду Канарочки
Тай гарно спивалы
Пылы батькы горилочку
Дочку запывалы.
Ой могорычъ могорычъ
Кто жъ его не любыть
И намъ зробывъ конець
Кто жъ его погудыть?
 
Обрученіе, заручины. Въ назначенный день пріезжаютъ въ сумерки къ невесте женихъ, отецъ и мать жениха, дружба гости жениха и музыканты. Въ домъ идутъ прежде музыканты и играютъ веселый маршъ, въ комнате застаютъ отца и мать невесты и гостей невесты, а невеста съ дружками въ коморе. Дружба взявшій платокъ въ руки идетъ въ комору, подаетъ конецъ платка старшей дружке и вводитъ ее въ комнату, дружка поклонившись дружбе и гостямъ останавливается около стола, музыка не играетъ, после дружба вводитъ другого дружку. Когда же дружба вводитъ невесту, то музыка играетъ маршъ. Невеста въ лентахъ и цветахъ останавливается около своихъ дружекъ. Тогда дружба подаетъ конецъ платка жениху и невесте и подводитъ ихъ къ родителямъ за благословеніемъ, а после ко всемъ гостямъ, музыка играетъ громкую песнь. Дружки :
Л. 72 поютъ:
Летилы билы гусы черезъ садъ
Клыкалы Настуню на посадъ
Аще вамъ билы гусы до того
Бо е у мене свекоръ для того.
Чом ты зозулька не кувала
Якъ сады зацвиталы
Чомъ ты настуню не плакала
Якъ тебе запывалы.
Бо я думала гарна пташенька
Що морозы припалы
Бо я думала молоденькая
Що з мене жартовалы.
Бо я думала що мій тато
Тай в карты играе
А мий тато з родыною
Мене заручае.
Выкормыла выпестыла
Маты свою дочку
Обручила тай вывіла?
В чужу стороночку
Когда кончилось, родителей и гостей (?), тогда дружба заводитъ жениха и невесту за столъ и начинается угощеніе, после танцуютъ. Когда приходитъ время къ отъезду жениха, то все проводятъ его и невеста тоже, невеста прощаясь съ женихомъ снимаетъ съ головы ленту и завязываетъ воротникъ рубашки жениха, женихъ целуетъ невесту въ уста. Въ четвергъ предъ свдьбою отецъ жениха пріезжаетъ къ родителямъ невесты и привозитъ съ собою водку и несколько белыхъ хлебовъ , и колбасу. Этотъ пріездъ называется «домовыны». Делается это въ знак того, что уже невеста считается на хлебахъ не своихъ родителей, а родителей жениха. Въ это время бываетъ уговоръ сколько прибудетъ съ женихомъ гостей, сколько будетъ бояръ?, чтобы мать невесты могла знать на сколько душъ приготовить
Л. 73 обедъ. Водка, как на обручении, такъ и на свадьбе жениха, а угощеніе невесты. А когда женихъ пріезжаетъ съ боярами за невестою, то водка и все угощеніе невесты.
Коровай. Коровай обыкновенно приготовляютъ накануне брака, а иногда и за два дня до брака. Въ приходе приготовляютъ коровай секретно, потому что священникъ преследуетъ крестьянъ, за этотъ языческій обычай, а главное за пьянство, скверные и соблазнительные песни.
Свадьба. Въ день свадьбы утромъ собирается въ домъ невесты очень много зевакъ, ихъ не пускаютъ въ хату, а они стоятъ, то въ сенкахъ, то под окошками. Когда заметятъ, что женихъ едетъ съ отцомъ, дружбою, свахою шаферами и съ музыкантами, то невеста и дружки прачутся в коморку. Когда женихъ и гости вошли в хату, то посредине хаты ставятъ дежку, въ которой квасится хлебъ, на ней - другую, после кладутъ подушку и накрываютъ хорошимъ платкомъ. Когда сидение это будетъ приготовлено, то дружба вводитъ дружекъ и невесту въ хату, такимъ же порядкомъ, какъ и на обрученіи. Невеста кланяется своимъ родителямъ и отцу жениха, дружки просятъ невесту садиться на подушку, когда невеста сядетъ, то дружки приготовляются распускать ей косу, музыка играет громкую песню, а дружки поютъ:
 Приступы братыку до сестры
Роспусты косеньку до земли,
Щобъ була гладкая поможи
Шовковымъ шнурочкомъ завяжи.
Не братъ косу чеше
Не ридня сестрыци
Чужая чужаныця
Л. 74
Съ чужои сторононьки
Съ люцькои намовоньки
Де тыи ковали бувалы
Що тую косеньку сковалы
Нехай прийдуть раскують
Да тыи уплетки заберуть.
Де тий братъ що косу роспускавъ
Де тыи уплетки подивавъ.
Попускавъ уплетки на рики
Роспустывъ косеньку на викы.
Когда невесте расплетутъ косу, тогда мать накладываетъ на голову ее венокъ изъ цветовъ а дружки подхвативъ невесту подъ руки, а шаферы жениха и подводятъ ихъ за благословеніемъ къ родителямъ, затемъ просятъ благословенія у своихъ родныхъ и всехъ присуитствующихъ въ доме. Женихъ и невеста кланяются всемъ въ поясъ. Затемъ одеваютъ невесту въ церковь. Отецъ невесты выводя изъ дому жениха и невесту обсыпаетъ ихъ семенами ржи. После венчанія новобрачных встречаетъ на пороге мать невесты съ блюдомъ въ рукахъ на которомъ стоятъ две рюмки съ напиткомъ, мать поздравляетъ и предлагаетъ имъ выпить на здоровье. После обеда гуляютъ до сумерокъ и женихъ попрощавшись съ невестою и гостями уезжает домой, ночью, около 11 часовъ, женихъ пріезжаетъ съ боярами за невестою, гуляютъ до рассвета и уже днемъ забираютъ невесту домой. На другой день собираетъ женихъ опять гостей, которые пьютъ за здоровье новобрачныхъ и бросаютъ имъ на блюдо деньги. Такое собраніе называется «Перезва..?».
Обычаи при рожденіи младенца. Когда родится дитя, то повивальная бабка держитъ при себе все время ножъ, пока дитя не будетъ окрещено, на томъ основаніи, чтобы злой духъ не могъ приступить
Л. 75 къ дитяти. После крещенія кумовя? обе являютъ матери крещенного тихонько, какое ему дано имя, не говорят въ слухъ, потому чтобы злые бабы, зная имя крещенного, не наслали крыксы?, т. е. дитя будетъ долгое время безъ причины кричать. После крещенія и обеда повивальная бабка подноситъ кумовьямъ и всемъ гостямъ рюмку водки и букетъ цветовъ и говоритъ каждому: «проситъ мий внукъ -внучка на квиточку, горилочку и на хорошее привытаньнечко» тогда выпивающій поздравляетъ, желая новорожденному здравія, долголетія, а бабе даютъ деньги, кто сколько пожелаетъ.
Пословицы. Между здЕшними крестьянами носятся следующия пословицы:
Ще сорока не побилила, щобъ жинка чоловика была.
Говоры Грицю Богородыцю, нехай кваша вдается.
Дурному вичная память.
Не поможе баби кадыло, колы бабу сказыло.
Де оре сошка там хлиба трошка.
Детына маленька, маты дурненька.
Диты годоваты, то камень глодати.
Яка колода такій клинъ, яки батькы таки сыны.
10. Сытый голодному не виритъ.
Дурный якъ ворона а хитрый як чортъ.
Тамъ добре де насъ нема.
Хлибъ на ланку, а господарь у шинку.
Голодный куми хлибъ на уми.
Курци просо снытся.
Трапылось слипы курци зерно пшеничне.
Собака бреше, а панъ іиде.
Бреше якъ шовкомъ шие.
Брехнею свитъ пройдешь, а назадъ не вернешся.
20. Покажи жинци ломаку?, то вона тоби зварить борщъ до смаку.
Л. 76 Де въ хати колотня, тамъ грихивъ повна матня.
Любыть якъ собаки дида.
Тылко добра якъ у жида свыней.
Коневи не виръ, бо то звиръ.
Якъ баба сокоче?, то чогось вона хоче.
Батьки бидны якъ диты вридны.
Не кажи гиць? поки не перескочишъ.
Предъ неводомъ рыбы не ловы.
Хвалько нахвалытся, а будько набудеться.
30. Дума пъе воду а одвага медъ.
Грихъ сховай въ михъ.
Носится якъ китъ съ саломъ.
Съ поспиха бувае потиха.
Не круты бо перекрутышь.
Безъ праци не буде калачи.
Я къ жинку не знуздаешь, то биду въ хати маешь.
Носитися якъ дурень съ тупою.
Ворога медомъ поманы, винъ тоби дулю покаже.
Панычъ возовы, що исць хлибъ разовы.?
40. Ходыть в чоботяхъ, а босы следы знаты.?
Мужикъ мужикомъ на вики виковъ.
Нема биды въ хати колы хлибъ на полати.
Де чортъ не може, тамъ бабу пошле?.
Видьма молоко одбырае и чорта купае.
Якъ чоловикъ не потие, то и робыты не вміе.
Бога не гнивы, чорта не дражны.
Колы не грыбъ не лизь у коробку.
Колы не пипъ не сунься въ ризы.
Не въ тымъ сыла що кобыла сыва, але якъ вона возе.
50. Живу якъ горихъ при дорози, кто иде то вглубне?.
На биди іиде и бидою поганяе.
Можно панови чрезъ кишеню показаты дулю.
Колы клуня отъ хлиб трищить, втоди господарь спокийно спыть.
Втоди писню гарну згадаешь, колы волывъ въ плуг запрягаешь.
Втоди одну думку маешь, колы косу ки?ешь?
Чоловикъ тутъ смытынка, а на тымъ свити людынка.
Якъ Богъ поможе, то и сына зможе.
 Безъ Бога не до порога.
Хата богата не угламы, но перогамы.
60. Якъ бида чоловика здушить, то винъ и збрехаты мусытъ.
Л. 77 Не боится мокры дощу, а голы розбою.
Зубамы крыше якъ кресыломъ, а языкомъ коле якъ шиломъ.
Переменявъ шило п на швайку.
Приточивъ горбатого до стины.
Втоди лыка деры покы дерутся.
Обицянка цяцянка, а дурному радость.
Вже вмерла та Дарка, що даровала.
Дарованому коневи не заглядай въ зубы.
Колы бъ у свыней роги, тобъ людей кололы.
70. Пришла свиня до коня , да шерсть не така.
Коваль коня куе, а жаба ногу наставляе.
Кто помаже, тий поиде.
Рука руку мые.
Що напышешъ пером, то не вывезешъ воломъ.
Довгъ мутыть, а голодъ краде.
Держи языкъ за зубамы.
Не приведе сова сокола, а такого якъ сама.
Погана та пташка, що свое гниздо гидытъ?.
Зозуля бидному куе а винъ на неи плюе.
80. Зозуля богачу кукае, а винъ гришми стукае.
Жайворонокъ щебече господара на поле клыче.
Жовтобруха каже цвиръ, пора сіяты ячминь.
Сій овесъ въ болото, винъ буде якъ золото.
Сій гречку в груду, вона и тамъ буде.
Сій просо не оглядайсь буде таке хоть качайсь.
Сій горихъ во второкъ, будешъ маты повенъ ворохъ.
Сій льон густенько будешъ прасты тоненько.
Втоди господыня мовна, колы комора повна.
Колы чоловикъ конае? то втоди докторъ чихае.
90 Якъ на обори тучно, то и молоко гучно.
Якъ предъ конемъ оброку не мае, то винъ на банты поглядае.
Якъ свекруха невистку лае, то вона на хлопцивъ моргае.
Якъ свекруха невистку любыть, то вона и чорта приголубыть.
Гляды свого носа не чужого проса.
Тий нюхае табаку кто мае носа якъ кульбаку.
Кто люльку палыть, тий чортово кадыло .
Л. 78 Приший кобыли хвистъ.
Чуже бачишъ подъ лисомъ, а свого не бачешъ подъ носомъ.
Чужа болячка, то людямъ цяцька.
100. Якъ батько сына карае, то зъ него потиху мае.
Всадывъ Богъ душу якъ въ сухую грушу.
Пьяному море по колина.
Не родысь красне, а тылько щасно.
Круты не верты, а тра? вмерты?
Колы вмераты, то день тераты.
Надъ сыротою Богъ съ копитою.
Заробы гирко, а з?ъ солодко.
Зіихавъ якъ собака съ простои соломы?
Жды море погоды.
110. Обицявъ панъ кожуха слово его тепле.
Писавъ пысака, що не прочитае и собака.
Зъ дурною головою тай въ чадъ.
Пускайсь на дно не трать сылы.
Горта кресты, а винъ каже пусты.
Скрыпне дерево и здоровъ перебуде.
Бог высоко, а панъ далеко.
Славный бубонъ за горамы.
На подыльи перогы на кильи, а ковбасамы плит? горожаны?.
Дурному вичная память.
120. Знаемъ безъ попа, що въ недилю свято.
Колы упасты то забытысь.
Кинь на читырохъ ногахъ споткнется.
Выдно пана по холявахъ.
Лыхе вродылось, лыхе и згине.
Ближе сорочка якъ жупанъ.
Кровъ не вода розлыты шкода.
Шануй батька и маты будешъ здоровъ и богатый.
Не шумы муха коло уха.
Знай свиня стойло.
130. Не пады пороше на мое хороше.
Хоть не рыбно, але вишно.
Колы стало на рыбку, то стане и на юшку.
На безрыби и ракъ рыба.
Пишлы дурня за раками, то винъ жабив набере.
Пропав якъ собака въ ярмарокъ.
Чого такъ спиши?я якъ попивна замужъ.
Голова не до мовы, а задъ не до крисла.
Л. 79 Не зачипай жида не каняй? выда.
Живы живе гадае.
140. Поможе якъ умерлому кадыло.
Глянь на выдъ и пытай здоровъя.
Една дяка якъ за рыбу такъ за рака.
Кобыла за дилом, а лоша безъ дила.
Родитъ куры чубаты.
Поты ляхъ шутивъ поки не наився.
На довго стары женыця, якъ не вмре, то скрутится
Чи то Богъ? дытына слухаты дурного лытвына.
За онучу тай збылы бучу.
Дай Боже жартоваты, абы не хороваты.
150. Баба зъвиза колесамъ легше.
Поки сонце зайде, то роса очи выиць.
Буде боль не іижь сучко? хлиба.
Можно собаци и на Бога брехаты.
Пьяному свитъ якъ банька, а люде якъ мухи.
Що в тверезого на уми, то в пьяного на языци.
Якій ійде таку и везе.
Давно торба кошелем стала?
158. Выбачай поляку нема ляку печатай?
по волоску визьмы кусокъ виску.
Святый покою добре съ тобою.
160. Тиха вода греблю рве.
Священник, Александр Ясинскій.
Л. 80 1892 годъ
Юбилей въ г.Владимірволынске. По случаю исстекшего 900 летія православія на Волыни отпразнованъ въ Г. Владимірволынске Юбилей. Торжества совершились небывалые на Волыни. Къ этому торжеству принесена была чудотворная Почаевская икона. Шествіе Св. ? на всемъ пути сопровождались крестными ходами до Г. Владимірволынска. На торжестве были: несколько Архіереевъ, Начальникъ Кр( не видно под подшивкой)., Губернаторъ, Генералы, и много другихъ высокопоставленныхъ лицъ, множество духовенства, много войска, а народу было несколько десятковъ тысячъ. Даже изъ Рудковского прихода на это торжество, ходило много людей.
 
 
 
Вернуться в ЦГИАК Фонды учреждений религиозного культа Фонд 2205 Волынское церковно-археологическое общество
Вернуться в ЦГИАК Украины
Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz