Среда, 26.07.2017
Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Фонд 2205 Опись 1 Дело 97
Церковно-приходская летопись Козинского прихода с. Рудко-Козинская Луцкого уезда. 1894г. 42 листа
 
  Текст публикуется благодаря труду Черкашиной Людмилы Владимировны, в память о её предке (в 7-ом поколении по восходящей), священнике с.Рудка, Александре Васильевиче Гапановиче, служившем в данном приходе с 1799 до 1809 года, согласно клировым ведомостям (Ф. 35,О. 5, дела 251-261), хранящимся в Государственном архиве Волынской области (г.Луцк). 
 
Л. 1 Ліетопись Рудковскаго Прихода Составленная 1894 года священникомъ Александромъ Ясинскимъ
Л. 3 Часть первая Церковно-приходское историко-статистическое описаніе
Отделъ 1-ый Приходъ
Местоположеніе села где находится самостоятельная церковь Село Рудко-Козинская, Волынской Ггуберніи Луцкого уезда, 1-го благочинного округа, Луцкого судебного округа, 2-го мирового участка, 2-го Стана, Рожищкой Волости, состоитъ на границе полесья. С.Рудка отстоитъ отъ Губернского города Житомира на растоянии 330 верстъ, отъ Уездного города 23 версты, отъ вокзала, Югозападной железной дороги, въ М.Рожищахъ и почтового отделения - 8 вер. Кіево бретское шоссе и железная дорога пересекаютъ приходъ пополамъ, то - есть: на Рудковскій и приписной Пожарковскій. Шоссейная и железная дороги отстоятъ отъ С.Рудки на 3 версты. С.Рудка прежде было во владеніи князя Вороницкого, но въ 1836 году, по конкурсовому решенію перешло во владеніе дворянина Свецинского, за ним следовали Гулевичъ, Шеміотъ и Ясинская, а ныне владеют господскою землею, по разнымъ документамъ, колонисты немцы. С. Рудка находится въ центре прихода, местность везде ровная, открытая ; кругомъ села, до 1840(70)? года, особенно съ восточной и южной сторонъ, былъ отличный , разной породы, товарный и строевой лесъ, но съ открытіем железной дороги и наплывомъ немцевъ, лесъ безпощадно былъ уничтоженъ лесными промышленниками евреями. Село изобилуетъ садами разной породы, преимущественно вышневыми деревьями. Среди села былъ когда-то небольшой прудикъ, но в настоящее время весь заросшій тростником; жители берутъ воду изъ колодцевъ, которыхъ находится в селе 19. Поверхность местности, съ восточной и южной сторонъ, более возвышенная,
Л. 4 а изъ северной и северо-западной сторонъ низменная болотистая. Почва земли суглинистая, требующая навоза, при богатом урожае даетъ самъ? 9 иногда 10?, но никогда больше. Дороги, особенно весною и осенью бываютъ очень топки. Замечательно, что когда кругомъ села былъ густой лесъ то воздухъ былъ более влажный и не помнятъ старожилые, чтобы когда былъ градъ, а теперь воздухъ сухой и часто бываютъ тучи и грады. Составъ прихода Прежде Рудковский приходъ былъ приписнымъ к Пожарковскому приходу, но в 1844?(1877?) году, указомъ Волынской Духовной Консисторіи от 10 Іюня за №3833, приходъ Рудковскій былъ утвержденъ самостоятельнымъ, а Пожарковскій приписнымъ. Приходъ Рудковскій состоитъ изъ С. Рудки 35 козинскихъ дворовъ, С. Пожарокъ 25 дворовъ, в 5 верстахъ, деревни: Переспа 26 дворовъ, в 54 вер. Козинъ 23 двора, в 1,5 вер. Залисцы 21 дворъ, въ 3 вер. и Башева 10 дворовъ, в 9 верстахъ . О приписномъ Пожарковскомъ приходе будет описаніе ниже.
Границы прихода.
Ближайшія села и деревни въ окружности Рудковского прихода следующіе: на северо-востокъ C. Пожарки, на северъ д.д. Переспа, Линевка, Трилисица въ 6 верстъ, на северозападъ д. Невольно в 9 вер., на западъ С. Любче, въ зимнее время, черезъ болото 1 вер. а въ летнее 5 верстъ, на Югозападе д.д. Залисцы и Кроватка въ 6 верстъ, на югъ д.д., Башова и Тростянка в 8 верстъ, на востокъ М. Рожище въ 8 вер. и д.Топильне въ 10 верстахъ.
Наименованіе села и приписныхъ деревень: С.Рудка, называется Козинскою потому, что вблизи ее есть другое С.Рудка, Ковельского уезда, которое, в отличіе от Рудки-Козинской, называется Рудкою-Рожининскою(Радининскою)?. Никакихъ пословицъ, или анегдотъ, характеризующихъ названіе села и деревень между жителями не встречалось слышать.
Достопримечательности прихода.
В селахъ и деревняхъ, входящихъ в составъ прихода, никакихъ каменныхъ памятниковъ или домовъ нетъ. Придорожных крестовъ нетъ;
Л. 5 есть одинъ крестъ, при дороге отъ Рудки в Козинъ, водруженъ въ близи источника, где совершалось освященіе воды во время юбилейного торжества 15(?) Іюля 1888 года; Крест деревянный окруженъ перилами, окрашенъ белою краскою, на перекрестіи позолоченная звезда, въ средине коей надпись: «Светъ Христовъ просвещаетъ всех». В день этого торжества изъ трехъ церквей Рудковской, Пожарковской и Любчанской сошлись три крестныхъ хода, двухъ священниковъ, освящали воду въ источнике, народа было до 2000 в числе коихъ очень много иноверцевъ-немцевъ. По качеству воды источникъ этот замечательный, вода чистая, прозрачная, летомъ необыкновенно холодная, а зимою теплая, никогда не замерзаетъ, даже при 25 % морозе. Вода здоровая, даже целительная, особенно отъ золотухи. Къ достопримечательности прихода можно отнести случайно открытый в 1866 году обыльный источникъ воды. На юге отъ С.Рудки, не более въ 3-х верстъ, находится местность, называемая Ужево; местность эта принадлежала Помещику д.Тихотина Брженевичу(?). Въ начале 1866 года на этой местности начали поселяться колонисты немцы, одинъ немецъ пожелалъ вырыть для себя колодецъ, но самъ не умелъ копать, а нанялъ одного русского работника Калужской Губернии. Нужно сказать, что в этой местности верхний, или рабочій слой земли частью черноземъ, а частью суглинистъ, а подъ этим слоемъ белая, большими кусками глина, очень твердая, которую нужно рыть не лопатою, а топоромъ или ломомъ. Когда этотъ работникъ выкопалъ колодецъ глубиною не более 3-х аршинъ, то услыхалъ в земле какой то гулъ, а когда онъ посредине колодца ударилъ сильно железным ломомъ, то провалилась глина и образовалась дыра, имеющая въ діаметре 3/4 аршина, изъ этого отверстиія хлынула вода съ такою силою, что выбросила
Л. 6 работника изъ колодца на поверхность земли. Работникъ, какъ простой человекъ, более суеверный, принялъ явленіе это за нечистую силу и испугавшись не на шутку началъ молиться знаменуя себя часто простымъ знамениемъ. Онъ былъ уверенъ въ своемъ мненіи еще и потому, что вода хлынула изъ отверстия фонтаномъ одинъ разъ и больше воды небыло. Это было при закате солнца. Спустя не более 1/4 часа вода опять хлынула съ такою же силою какъ и прежде, такъ повторялось не долго, а после заката солнца фонтанъ билъ не устанно и чрезъ ночь вода изъ этого источника залила местность въ окружности на растояніи 5 верстъ. Въ эту ночь весь хлебъ на поле, крестьянъ с. Рудки, былъ потопленъ водою. Утромъ крестьяне побежали въ поле, но небыло никакой возможности идти пешкомъ, нужно было садиться на лошадей и ехать понаправленію отъ текла вода. Крестьяне съ трудомъ прибыли въ Ужеву и застали немцевъ работающихъ около этого колодца. Немцы насыпали землю въ мешки и бросали в колодецъ, плотно прибивали землю лопатами. Такимъ образомъ ключъ былъ закрытъ. Рассказъ работника, копавшего колодецъ и крестьянъ. Древнихъ кладбищъ нетъ, есть в Рудке старое кладбище, но на немъ никакихъ памятниковъ, никакихъ каменныхъ крестовъ нетъ. При этомъ кладбищу отведено новое растояніемъ отъ церкви не более 120 саж. При дороге изъ Рудки въ д.Башеву есть 8 кургановъ скучены?; старожилые говорятъ, что подъ ними покоятся убитые воины, после стычки 1812 г., здесь часто находятъ чугунные пули величиною въ куринное яйцо. Водяныхъ мельницъ нетъ, а есть въ приходе ветренныхъ 7 и одна паровая.
 
ОТДЕЛ ІІ Приходскій храмъ
Местоположеніе храма Рудковская церковь находится вне села на открытомъ месте.
Л. 7 Церковь видно изъ железной и шоссейной дорогъ, расстояніе отъ церкви къ домамъ поселянъ неболее 100 саж. от дома священника 20 саж.
Исторія храма.
Опись имущества Рудковской Свято-Троицкой церкви, сделанной въ 1806 г. священникомъ Рудковской церкви Александромъ Гапановичемъ, въ которой сказано: что Рудк. Церковь построена въ 1776 г., но не сказано кемъ именно. Следовательно опись сделана тогда, когда была уже упразднена церковь въ д. Козине и Рудковская церковь считалась уже приходскою одного прихода, при которомъ причтъ наделенъ былъ Владельцемъ Княземъ Вороницкимъ содержаниемъ, но въ описи ничего не сказано о количестве церковной земли, потому, что она была надана церкви гораздо позже и передана причту Рудк. прихода какъ видно изъ акта въ 1815г., о которомъ будетъ сказано ниже. Нельзя не верить и рассказамъ старожилыхъ крестьянъ, которые удостоверяютъ даже межевыми знаками, что и въ Козине церковь имела землю, но въ очень маломъ количестве. Документы на земли церковные, на польском языке. Maxymilian Dyonizy na Zbarazu i Kiestwie Lubeckom Korybutt Kiaze Woroniccki Podkomory Iego Krolewski Mosci Pott. Orderu I? Huberta Kawaler. Wiadomo czynie, komu o tym wiedzie nalezy ze gdy w dobrach moich Dziedzicznych Lubeckich wsi Rudoe cerkow Juris patronatus atqve wlasonis mea ktora ze wsi Kozina I aku nie maiuca funduszu do wsi Rudki przeniesiona zjstala I tam ze funduszem mia Pabye opolrzona do fundieszeze pomimo moie dawnicy sze do nieydy W... Onufrego Brezy- miecerne- Wpade? porzudzenie bez moego zostaie funduszu wyposadzinia. Przeto io pragneze aby chwala Boska nie ustawa Pa I Koptani? przy teyze cerkwie Rudeckiey mieli dla siebie przy zwoile substanun umyslatem na dopelnunie daw my woli moiey grunta i sianozecei do teyze Cerkwi nadae Iiakoz ninieyszym pismem moim nadaie toiest ogrudna dni dwa na ktorym pomieszkanie dla Kaplanum? przcz ypomade nieodntocznie ma bye zbuduwane
Л. 8 pola na dni dwadziescia czlery? sia nozeci na kosarzuw dwa dziescia wolny takoz wrub w lasach moich na opal i zabudowania oraz i wszystkich wolnosci stanowi duchownemu przyzwoilych dozwolam ze zai Wiecs Rudka teraz w posjesiy? W.Onufrego Brzezy -mieczne -Wlade zostaie prielo aby tenze W. Brezy -micerne -Wlade takowo grunta isianuzcci w gore wykazone u dobrach moich wsi Rudce gdzie przyzwolece izdawai nie bedzie wydzsclit onego obliguie ktonych to gruntow i sianozeci wolnego uzywania kaplanow Cerkwi Rudeckiey dozwalam obowiazuice tychze kaplanow aby tak za mnie zywego iako i po smierci moicy i nastepnomu moich kolatonuw? przy strasznych offiorach do Boga swe modlitwy za mosili?, ktore to moie na danie dla mocy i trwalosci roku moiu wlasno przy wycisniegiu? rodowy pieczeci podpisuie Dzialu sie u Lucku dnia 14 micsiecca Wzesnia 1797 roku. Cъ подлинникомъ верно присутствующій Іурий Іосифъ Ясевичъ. Съ подлинным верно письмоводитель Ж?ілешкевичъ. Переводъ Документа Максимиліанъ Деонисій на Збараже и княжестве Любецкомъ Корыбутъ Князь Вороницкій подкомори Его Королевского Величества Польского Jрдера С. Губерта Кавалеръ Объявляемъ всемъ, кому только о томъ нужно знать, что въ именіяхъ моихъ вотчиныхъ Любецкихъ въ Селе Рудке церковь вотчиного права и владенія моего, которая изъ Козина, какъ не имущая содержанія перенесена была в С.Рудку, где имено быть надано ей содержаніе о которомъ я чрезъ Г.Онуфрі Брезы? -мечне -Владе распорадился, но еще остается не исполненнымъ но такъ какъ я желаю, чтобы Слово Божія не оскудевало и священники этой церкви Рудковской имели для себя приличное содержаніе, то я постановилъ исполнить прежнюю тою волю надавъ той же Церкви землю и сенокосы и настоящею моею записью подтверждаю, тоесть: огородъ на два дня, на которомъ помещеніе для священника без отлагательно должно быть построено крестьянами, поля на дней 24, сенокоса на Косарей 20, свободная рубка в лесахъ моихъ на отопленіе и напостройки, дозволяю во всемъ свободу, которая будетъ прилична и духовному
Л. 9 званію А такъ С.Рудка находится теперь въ арендномъ владеніи Г.Онуфрія Брезы-мечне-Владе; то чтобы этотъ Брезы-мечне-Влада эти мои поля и сенокосы выше поименованные въ именіяхъ моихъ с.Рудке где только будетъ удобно отделилъ, съ которымъ я расчитаюсь и этою землею и сенокосами дозволяю свободно владеть священникамъ С.Рудки обязывая этихъ же священниковъ, чтобы они какъ за меня при жизни моей, такъ и после моей смерти, равно и моихъ наследниковъ владельцевъ, при совершеніи жертвы Богу всегда возносили свои молитвы. Которую мою запись для большей силы и крепости собственноручною моею рукою, съ приложеніе робовий печати, подписую. Совершенъ въ г. Луцке дня 14 Сентября 1794(7?) года.
Актъ комиссіи съ описаніемъ границъ Церк. земли Опись грунтовъ пахатныхъ, сенокосныхъ и усадебныхъ, отведенныхъ по силе указовъ Волынского Губернскаго правленія Луцкого повета въ Селе Рудке для приходской Свято-Троицкой церкви, по силъ межевой инструки и Луцкаго нижняго Земского Суда Заседателемъ Сухожильскимъ? и землемеромъ Мариничевымъ обще съ духовнымъ депутатомъ священникомъ Василіемъ Ольшевскимъ учинена 1815 года Сентября 25 дня. 1), въ урочисчу называемомъ Медведовщина начинается отъ дороги идущей отъ С.Рудки до д.Козина и оканчивается по дорогу граничную леса Рожищского, межуетъ съ правой стороны Іосифа Матвійчука, а съ левой Ивана Дацюка, въ которомъ находится десять десятинъ. 2), Въ урочиску Ничигивка? на которомъ и стоитъ вместе и усадебная земля начинается от дороги идущей отъ С.Рудки до С.Любча и оканчивается въ футоре тамошняго жителя Ивана Станчука межуетъ съ правой стороны ровомъ воднымъ до Переспы текучимъ а съ левой Ивана Хвисюка и даже съ полуволоками мужицкими въ которомъ находятся три десят. сенокосу, пашенной земли шесть десят. 1035 саж. 3), Въ урочиску называемомъ зализное начинается отъ ланка? Іосифа Якубчука и оканчивается по дорогу граничную леса
Л. 10 рожищского межуетъ съ првой стороны Дениса Морша съ левой Васичука въ которомъ находится шеснадцать десят.1365 саж. квадратныхъ. Заседатель Суходольский, Депутатъ священникъ Василій Ольшевскій.
Планъ церковной земли Документъ князя Вороницкого ясно доказываетъ, что церковь Рудковская, хотя и существовала, но безъ всякого содержания, а тогда надана была ей земля, когда церковь изъ Козина была перенесена въ с. Рудку. Наданная княземъ Вороницкимъ церковная земля въ первый разъ была снята на планъ въ 1814 году кременецкимъ уезднымъ землемеромъ Василіемъ Мириничевымъ а съ плана снялъ копіи Священникъ Заславского уезда Местечка Шепетовки Иоанн Токоржевскій Карашевичъ?. Копія эта хранится и по настоящее время при Церкви.
Актъ комиссіи объ описаніи границъ цер. земли, составленный 1815 года, доказываетъ, что Рудковская цековь была приходскою, самостоятельною, по другимъ документамъ церкви, о которыхъ будетъ сказано ниже, видно, что къ Рудковской церкви принадлежали деревни: Козинъ, Залисцы и Переспа, а деревня Башево была приписана к Любчанской церкви. Доказательствомъ сему служитъ то обстоятельство, что крестьяне д. Башевой и въ настоящее время празнуютъ храмовый день Любчанской церкви Иоанна Милостивого. Такимъ образомъ, Рудковский и Пожарковский приходы, до 1827(4?)года были какъ два отдельныхъ самостоятельныхъ приходовъ. Священники при обоихъ приходахъ были уніаты, последнимъ уніатскимъ священникомъ в Рудковскомъ приходе былъ Иоаннъ Абрамовичъ.
Присоединеніе Рудковского прихода к Пожарковскому. После выезда Абрамовича, священникъ с. Пожарокъ , Феофилъ Богдашевский, былъ назначенъ наблюдающимъ Рудковскимъ приходомъ, онъ первый принялъ православную веру, скоро безъ всякого сопротивленія присоединилъ и прихожанъ обоихъ приходовъ. Поэтому Богдашевскому не трудно было зделать чтобы Рудковский приходъ былъ приписнымъ къ Пожарковскому; в ту пору и д. Башева была присоединена къ Рудковскому приходу, а д. Переспа
Л. 11 къ Пожарковскому. Вероятно къ присоединенію Рудковского прихода къ Пожарковскому, была еще и та причина, что въ Пожаркахъ была новая церковь довольно вместительная, причтовые постройки и домъ новые обширные, а въ Рудке домъ для священника былъ похожъ на крестьянскую избу и кое какіе постройки крайне ветхія. Самая церковь Рудковская была очень маленькая, похожая на уніатскую каплицу, по утвари и ризнице была самая беднешая.
Наружный и внутренній видъ церкви в 1868 году. В 1868 году в Пожарко-Рудковскій приходъ былъ определенъ священникъ Александръ Ясинскій онъ засталъ церковь Рудковскую в такомъ виде: церковь небольшая, при алтарной части было два предела, построены вероятно самими крестьянами изъ старого тесаного дерева; крыша на церкве и надъ алтарною частію высокая шатрообразная, на крыше, посредине церкви маленькій куполокъ, на фронтоне две башни самой топорной работы, очень безобразныя, похожія на голубятники. Колокольня небольшая до половины построена изъ сосновыхъ брусьев, находилась на западной стороне церкви, колоколовъ было пять, старшій весилъ 3 пуда. Внутри церкви потолокъ, иконостасъ новый, но очень простой работы, иконы местныхъ малярей самоучковъ, очень нехорошія; престолъ былъ устроенъ высоко, отъ пола на 1и1/4 аршина, къ нему нужно было подходить по двумъ ступенямъ. В алтаре не было никакихъ ценныхъ вещей; напрестольный крестъ былъ изъ желтой меди, а ручной - деревянный по концамъ обложенъ желтою медью; одна маленькая чаша низкопробнаго серебра а другая такая же, где хранились Дары; медный съ верху вызолоченный дискосъ такая же звездица, все эти вещи составляли украшеніе алтаря. Ризница была самая бедная, облаченія были почти все уніатскія — хорошие, изъ самой пошлой матеріи.
Л. 12 Ремонтировка Рудковской церкви. В 1872 году Рудковская церковь была починена на средства крестьянъ съ разрешенія и благословенія Высокопреосвященнаго Архіепископа Волынского Агафангела. Крыша съ церкви была снята, зделана новая дугообразная, зделанъ большой куполъ темный?, ошалеванъ досками, наверху фонарь, башни сняты, покрыта новою гонтою, все стенки церкви и куполъ были окрашены, церковь приняла другой видъ, но все же она была маленькая невместительная. Капитальная ремонтировка Рудковской церкви В 1877 году, когда заведено было дело о томъ, что Рудковская церковь должна быть самостоятельною, такъ к.. с. Рудка находится в центре прихода, то крестьяне Рудковского прихода охотно изъявили согласіе на свой счетъ построить для священника домъ и все пристройки,- расширить церковь и произвести капитальную ремонтировку. Тогда съ разрешенія и благословенія Волынск. Преосвященного Архіепископа Димитрія, церковь была расширена двумя приделами, зделано кирпичное основаніе, покрыта жестью, при ней пристроена трехярусная колокольня, зделанъ новый иконостасъ, иконы выписаны изъ мастерской Владимирской губерніи, надъ алтарною частью зделанъ куполъ, позолочены все кресты, съ наружи и внутри окрашена, и т. п. Вся починка и устройство церкви обошлись крестьянамъ до 4000 рублей. Домъ для священника и присройки обошлись в 450 рублей. Теперь церковь вмещает до 600 душ.
Переходъ униатовъ в православіе. Переходъ униатовъ въ православіе, какъ расказываютъ старики, совершился очень тихо, безъ всяких волнений, вероятно потому, что здесь было очень мало поляковъ, а костелъ былъ въ 20 верст. Въ деревняхъ были по большей части средние владельцы - мелкая шляхта, а главное, что въ то время былъ уже въ Пожаркахъ помещикъ Ракусса русский - православный очень влиятельный и зажиточный Господинъ, который часто съ семействомъ
Л. 13 своимъ посещалъ церковь не только Пожарковскую, но и Рудковскую и делалъ часто разные пожертвования.
Описание храма съ наружной стороны. Въ настоящее время храмъ С.Рудки представляетъ собою деревянное, обшалеванное досками зданіе, окрашенное белою краскою, имеющее въ высоту до крыши 7 аршинъ, ширина съ приделами 17(4?) аршинъ, длина 21 и 1/4 аршинъ, а съ колокольнею 25и 1/4 аршинъ. Построенъ храмъ крестомъ в одинъ этажъ, кладка стенъ сплошная, вязанная деревомъ. Кровля церкви дугообразная въ одинъ скатъ, крытая жестью и окрашенная маслянною краскою зеленого цвета; куполъ одинъ въ два яруса, лежитъ на стенахъ храма, кладка стенъ купола сплошная из брусьев, оканчивается куполъ остроконечно, наверху шаръ(?), на немъ водруженъ железный позолоченный крест весом 2 пуда 20 фун. Въ храме иконъ в одинъ светъ - 4, въ два света - 2; въ куполе, въ первомъ ярусе на одинъ светъ 4, а во сторомъ въ одинъ светъ 8. При церкве построена трехярусная колокольня въ три окна, два окна по бокамъ въ одинъ светъ, а на фронтоне одно окно крестомъ; ширина колокольни 11 аршинъ, а длина 4 арш. Колоколовъ 6, старший весомъ 21 пуд 21 фунт, купленъ крестьянами на складочные деньги в 1886 году, въ память Коронаціи Государя Императора Александра ІІІ, на немъ изображенія: Св. Николай, Распятіе и Св. Великомученикъ Георгій и надпись: сей колоколъ вылитъ въ 1886 году. На второмъ колоколе, весомъ въ 3 пуд. Надпись: 1779 року новембря 18 дня; на третьемъ, весомъ 2 пуда 10 фунтовъ надпись: року 1823. На четвертомъ року 1785. На меньшихъ двухъ весом оба 2 пуда, никакихъ надписей нетъ. Кругомъ церкви ограда изъ сосновыхъ брусьевъ, на западной стороне отъ церкви сторожевка, покрыта жестью и окрашена масляною краскою.
Внутренний видъ храма. Внутри церковь крестообразная отделяется
Л. 14 олтарь отъ храма иконостасомъ , есть два боковыхъ придела, притворъ отъ церкви отделяется двумя колоннами, колонны деревянныя круглыя. Стены храма окрашены масляными красками; въ куполе, где кончается первый ярусъ, кругомъ купола ризовая лента на которой написана славянскими крупными буквами молитва: «Отче нашъ». Во второмъ ярусе по межъ окнами 12 апостоловъ и 4 пророка во весь ростъ. Потолокъ въ куполе окрашенъ лазурною краскою, на немъ 60 позолоченных звездъ, посредине въ облакахъ Господь Саваофъ съ распростертыми руками; съ этихъ облаковъ спускается цепь на которой веситъ трехъярусное паникадило въ 35 свечь. Иконостасъ трехъярусный, окрашенъ розовою краскою, весь въ резьбе, резьба и карнизы позолоченныя. Царскія двери въ резьбе вызолоченные, надъ Цар. дверями въ сиянии ДухЪ Св. Иконостасъ ломаный(?) кончается тремя крестами (?) заветами. Олтарь обращенъ на востокъ, въ длину 10 арш. а въ ширину 5 и3/4 арш. При алтаре есть одинъ приделъ съ южной стороны. Престолъ деревянный на каменном фундаменте вышиною 1 и 1/2 арш., а шириною и длимною 1 арши. 12 вершк. Св.Антиминсъ изъ шелковой желтой матеріи освященъ Высокопр. Архіепископомъ Модестомъ. За престоломъ устороенъ киотъ — горнее место о четырехъ колоннахъ, весь в резьбе. Жертвенникъ деревянный, стоитъ на помосте, на открытомъ месте предъ Иконостасомъ. Солея полукруглая въ два ступени от пола, около клиросовъ правого и левого перилы. Въ церкве есть хоры вышиною отъ пола 4 арш., входъ на хоры изъ колокольни. Церковь холодная безъ печекъ.
Достопримечательности храма. Въ алтаре находится пять иконъ, две на горнемъ месте І. Христосъ в Архиіерейском облачениіи и Бог Отецъ; на стенкахъ две иконы, въ позолоченныхъ рамахъ, одна І. Христосъ молящийся въ саду Гефсиманскомъ, а другая Преображеніе Господне. На жертвеннике икона Спасителя благословящего
Л. 15 хлебъ и чашу. На иконостасе съ северной стороны Св. Николай, на дверяхъ Ар. Гавриилъ, на лестн. пр. Богородица. На царскихъ дверяхъ две иконы изображающія Благовещение. Съ Южной стороны на лестн. икона Спасителя, на дверяхъ Архистратигъ Михаилъ, Св. Троица въ виде трехъ Ангелов, которыхъ угощаетъ Авраамъ. На второмъ ярусе Св.Александръ Невскій и Св.Мученица Іулианія, надъ Царскими дверями Тайная Вечеръ, въ верху нерукотворный Образъ резной работы. Две иконы Троица и Пр. Богородица, въ позолоченныхъ рамахъ на стенкахъ при обоихъ клиросахъ. Въ южномъ и северномъ приделахъ церкви устроены два кіота, изъ старого Иконостаса, на нихъ иконы: Св.Троица, Спаситель и пророки; на другомъ Св. Николай, пр. Богородица и пророки. Плащаница въ лицахъ на северной стене придела, въ позолоченныхъ двойныхъ рамахъ за стекломъ. Изъ старинныхъ иконъ осталась одна икона, на ней изображенъ І.Христосъ двигающій Крестъ, копия Боремельской чудотворной иконы. Надъ южными и северными пріделами есть 12 праздничныхъ маленькихъ иконъ, изъ старого иконостаса. Никаких привесокъ, ризъ, коронъ на иконахъ нетъ. Утварь церковная. Церковь снабжена утварью достаточно. Сосуды свящ. служебные, потировъ три, два небольшихъ серебряныхъ вызолоченные, одинъ съ крышкою, а третій большого формата медный вызолоченъ, на немъ изображены четыре Евангелиста; дискосовъ два, оба медные вызолоченные; две звездицы такого же металла вызолоченные; лжицъ две, одна серебряная 84 пробы, а другая большая медная, вызолоченная. На престольныхъ крестовъ три, одинъ на пьедестале медный, вызолоченъ, на пьедестале 4 Евангелиста, крестъ этотъ купленъ крестьянкою д. Козина Епистиміею Мазуновою за 40р. два ручныхъ оба медные вызолоченые, одинъ украшенъ камнями, куплены за братскія деньги за 25 руб. Дарохранительница, медная накладного серебра изображаетъ собою пятикупольную фигуру, куполки позолоченныя, стоитъ подъ стекляннымъ чахлом.
Л. 16 Куплена крестьяниномъ с. Рудки Іулианомъ Кухарчукомъ за 50 р. чехолъ за 10 руб. Две Евангеліи, одна большаго формата, обложенная кругомъ медною пластиною, чеканной работы съ финифтами, другое малого формата, тоже кругомъ обложенное медною пластинкою, позолоченные. За престолъ крестъ деревянный весь в резбе съ иконами, позолоченый, на лицевой стороне иконы: распятіе, Богъ Отецъ, Марія Магдалина и Іоаннъ Богословъ; на обратной стороне Пр. Богородица, а по сторонамъ три Херувимы. Семисвечникъ за престоломъ накладного серебра, купленъ за складочныя деньги за 60р., на немъ металлическія свечи съ иконками. Кадильницъ три, одна накладного серебра, а две бронзовыя позолоченныя. Лампадъ 5, четыре накладного серебра, а одна бронзовая вызолоченная. Паникадилъ четыре, одно 3-х ярусное в 35 свечей, местами позолоченное, на нем хрустальныхъ привесокъ 250 штукъ; второе накладного серебра 18 свечъ; два тоже накладного серебра, каждое 12 свечъ. Крещальная купель изъ желтой меди большого формата. Брачные венцы простые. Венечное блюдо медное накладного серебра. Два выносныхъ подсвечника съ металлическими свечами, два подсвечника такого же металла на 6 свечъ, два по одной свече. Два маленнькихъ блюдечка бронза позолоченная. Два креста, два креста, одинъ медный посеребр. съ финифтами, а другой изъ желтой меди съ накладнымъ распятиемъ. Два таза изъ желтой меди. Водосвятная чаша медная накладного серебра. Ручной крестъ накладного серебра съ финифтами. Сосудъ для храненія Св.мира посеребряный, внутри вызолоченъ. Крестъ выносной деревянный , сіяние позолоченное съ иконками писанными. Икона для крестныхъ ходовъ, на одной стороне Св. Троица, а на другой пр. Богородица, изобр. Почаевской иконы, кругомъ иконы резба позолоченная. Облаченія церковныя. Облаченій съ приборомъ 9, 1, изъ серебрянной позолоченной парчи, по?рытомъ бархате съ оплечіемъ изъ бархата, цвета бордо, на немъ шитая
Л. 17 серебромъ икона Св. Николая, облаченіе это куплено братчикомъ крест. д. Залисцъ Иваномъ Филипчукомъ за 125 руб. за что им получен отъ Высок. пр. Архіепископа Модеста похвальный листъ. 2-е изъ такой же парчи на рытомъ(?) малиновомъ бархате, заплачено 110 руб. 3-е изъ жолтого шелку, по немъ узоры изъ серебра позолоченныя, заплачено изъ цер. Суммъ 70руб. Въ этой ризе местный священник Ал. Ясинский имелъ счастіе встречать совместно съ духовенствомъ и Волынск. Пр. Архіепископомъ Модестомъ 27 августа 1890г. въ г. Луцке въ числе 30 священниковъ, а 30 августа въ г. Ровне въ числе 105 свящ. Государя Императора Александра ІІІ и Августейшую его Фамилию. 4, изъ голубого шелкового атласа, по немъ узоры в цветы изъ серебра позолоченные, куплено за 45руб. 5, изъ мишурной желтой парчи, по немъ узоры въ цветы изъ шелку, куплено крест. д. Козина Еп. Мазуновою, за 40 р. 6, изъ такой же мишурной парчи съ такими же узорами куплено за 35 руб. 7, изъ мишурной белой парчи, по немъ узоры въ цветы, куплено брат. кр. д. Козина Яковомъ Павлюкомъ. за 35 руб., къ нимъ набедренникъ изъ серебряной белой парчи, по нему бархатные цветы. 8. облаченіе траурное изъ черного шелкового атласа, на немъ галуны, крестъ, звезда, а при покровахъ и воздухе бахрома серебряная, куплено за 50р. 9, старыя изъ белой мишурной парчи. Подризниковъ 9, три шелковой матеріи, одинъ красный, другой голубой, а третий пепельнаго цветовъ, четыре шерстяной матеріи: красный, зеленый, черный и коричневый поло?й, два глазетовыхъ желтый и белый. Облаченіе на престоле изъ шелковой розовой матеріи, кругомъ бахрома мишурная; покровъ изъ серебряной парчи, подкладка шелковая галуны, бахрома и кисти серебряные позолоченныя, по краямъ шитые изъ шерсти букеты цветовъ, за весь приборъ уплачено 95 ру. Облаченія на жертвеникъ
Л. 18 и на аналой около престола изъ шерстяной голубой материи, покрова изъ белой парчи шитые бархатомъ и шелкомъ цветы. Хоругвъ крестовыхъ съ иконами 6., четыре на красномъ сукне съ узорами подъ золото, а две на зеленомъ сукне съ узорами подъ серебро. Две крестовыхъ хоругвъ купленныя въ Почаеве съ иконами изъ шерстяной матеріи. Одна хоругва белая изъ шелковой материи сделана на сдаточныя деньги въ честь Архистратига Михаила , по случаю бывшей близости холеры. Старыхъ хоругвъ, употребляемыхъ во время крестныхъ ходовъ при погребеніи 10, все они изъ разноцветной шерстяной матеріи.
Архив. В Архиве цер. находятся текущія документы и записи. Метрическія книги, о родившихся, бракосочетавшихся и умершихъ съ 1799 года записи в нихъ, до 1804г. производились польскими буквами, но словами русскими-хохляцкими. Вот образецъ записей: 1799 года о родившихся W zytelia sela Rudky Ywana Dacziuka I zeny iecho Malanyi rodysia syn Semion pry kresczeyi koiaho wospryiemku byl zytel sela Rudky Hryhory Omelezuk, переводъ дословно: Въ жителія села Рудки Ивана Дацюка и жены его Маланьіи родыся сынъ Семіонъ при крещению воспріемники былъ житель села Рудки Григоры Омельчукъ. Бракосочетавшихся: zytelia sela Rudky Semena Hutmanczuka syn Hnaty sochetasia perwym brakom so diwczyni Eewtrozynoiu w zytel toho sela semiona Sawczuka doczerhoiu pry swideteliuh Iwan Stasczuk iakow Potapczuk. Переводъ: Въ жителя Села Рудки Семена Гутманчука сынъ Гнаты сочетася первымъ бракомъ со дивчіною при свд. Евфрозыною въ житель того села Семіона Савчука дочерью при свидетеляхъ Иванъ Стащукъ Яковъ Потапчукъ. О умершихъ: W zitela sуla Rudky Fedor Czastiuk s upokoianiem umre po christianskomu obradu pohreben Lit 90. Переводъ: Въ жителія села Рудки Федоръ Частюкъ съ покаяниемъ умре и по христианскому обряду
Л. 19 погребенъ , летъ 90. Записи эти никемъ не подписаны и потому неизвестно какіе въ то время были священники. Но съ 1804 года записи въ книгахъ ведутся на русскомъ языке, и всякая запись подписана священникомъ и дьячкомъ, а по неграмотности дьячка ставилось кольцо и въ средине крестикъ. Съ того времени метрическія книги хранятся въ целости. Приходъ расходная книга съ 1800 г., въ ней запись: поступило пуговками в корбо(?)не 10 злотыхъ, за шлюбы пришло въ 1800г. до корбины(?) 3 злоты, 6-го с корбиною(?) выходили 29 грошей, по этой книге по свидетельствованіи благочинного: в 1804 году съ 1-го Генваря оказалось злотыхъ сребром 31, пуговками 47, грошей 20 всего 78 грошей 20 благочинный І. Гвоздиковскій. Обыскная книга заведена въ первый разъ в 1839г. Исповедныя ведомости хранятся съ 1800 г. Клировыя ведомости находятся съ 1836 года. (Примечание: в архиве Луцка хранятся клировые с 1795г. - может на 1868г. они уже были сданы в архив Луцка?). Есть еще въ архиве листъ бумаги, на которомъ написана ведомость и сборъ денегъ по Рудковскому приходу за исполненіе требъ, такъ напримеръ: 30 января отъ жителя д. Переспы Емеліана Проходчука, за погребеніе сына его Герасима взято 12 копеекъ. 4 февраля отъ жителя с. Рудки Симеона Архипчука за погребеніе сына его Матфея по бедности ничего не плачено. В конце ведомости записано : во Св. четыреднятницу при исповеди отъ 612 душъ по одной копейке, а отъ 102 душъ ничего не получено. Первоначальная опись церковному имуществу сделана въ 1806 году , въ ней говорится о церкви что она деревяная о трехъ куполахъ крыта жестью , построена въ 1776г. есть записаны утварь, ризы, но о земле ничего не сказано. Старожилые доказывают, что только имела землю Козинская церковъ, а Рудковская не имела.
Библіотека церковная. Библіотека церковная небогата. Книгъ старыхъ нетъ, а покупать новыя не было средствъ, нужно было заботиться объ устройстве и украшеніи
Л. 20 церкви. Библиіотека состоитъ изъ следующихъ книгъ:1.,Епархіальные вЕдомости с 1878г., 2, Церковныя ведомосити съ 1889г., 3. за два года православный народный календарь, высланный при цер?, 4. Библія большого формата. 5, Кодексъ провилъ Св. Апостоловъ , Вселенскихъ соборовъ, и Св. Отцовъ. 6., изъ-яснение богослуженій съ цер. Уставомъ 7, пядесятилетіе воссоединенія западнорусскихъ уніятовъ съ православною церковью, 8, Учение триденсткого собора о первородномъ грехЕ и оправданіи.,9. Книга какой вредъ приноситъ человеку табакъ. 10. О сельскомъ хозяйстве, 11, Сборникъ правилъ и распоряжений для церк.прих. школъ,12. Вич?ий календарь, или церковь и ея служители за 4 месяцы. 13. Семь проповедей Митрополита Іосифа. 14, Краткія сведения о гомеопатіи. 15, Божественная Литургия Виталія Еп. Острожского. 16, Учебникъ русской географіи. 17, уставъ Дух. Консисторій. 18, Вселенскій Календарь за 1884г. 19, Житіе Св. Князя Владимира. 20, Изъясненіе церковно-гражданскихъ постановлений относительно браковъ, 21, правила для веденія внЕбогослужебныхъ собеседований. 22. Статистическое описаніе приходовъ въ Волынск. Епархіи. 23, Девятсотлетіе православія на Волыни. 24, Житіе Кирила и Мифодія. 25, проповеди пр.Никанора. Книги Богослужебныя: Апостол въ 2 экз., псалтырь, лития общая, актоихъ, тріодіонъ, тріодь цветная, часословъ, ирмологій. Последованіе молебныхъ песней. Акафистникъ, служебникъ, требникъ 2 экз., месяцесловъ, молитвословъ, обиходъ.
 
СЕЛО ПОЖАРКИ Приписной приходъ к Рудковскому. Местоположеніе села. Село Пожарки отстоитъ отъ Губерн. Города Житомира 300 верстъ, отъ Уездного г. Луцка 24 верстъ, отъ почт. конторы и вокзала въ м.Рожищах 6 верст.
Л. 21 С.Пожарки, какъ видно изъ документовъ, хранящихся при церкве, было во владеніи Уніатских Епископовъ, последнимъ былъ Стефанъ Левинскій. Есть преданіе, что когда именія уніатскихъ Епископовъ перешли въ Казну, то по повеленію Государыни Императрицы Екатерины ІІ былъ посланъ изъ Петербурга Русский Генералъ Пасэкъ, для составленія описи именій бывшихъ во владеніи уніатскихъ Епископовъ. Когда Пасэкъ кончилъ свою миссію и явился къ Государыне съ докладомъ, то Государыня спросила его: какое село, по место положенію, больее нравится тебе? Пасэкъ отвечалъ, что изъ всехъ селъ по местоположенію больше нравится мне с. Пожарки. 
 
 
Вернуться в ЦГИАК Фонды учреждений религиозного культа Фонд 2205 Волынское церковно-археологическое общество
Вернуться в ЦГИАК Украины
 
Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz